Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 7-26. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 7-26. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ территориях Республики Коми, Красноярского края, а также в Ненецком и Ямало-Ненецкого автономных округах доля инвестиций, реализуемых в рамках проектов резидентов АЗРФ, чрезвычайно мала, что соответствует и малым значениям коэффициента K i (по показателю выручки) для них. Однако показатели ЯНАО и арктических территорий Красноярского края выделяются положительным соотношением объемов инвестиций и вклада компаний-резидентов в выручку региона. В ЯНАО на 1,7 % компаний и чрезвычайно малую долю инвестиций (менее 0,05 %) резидентов в общем объеме приходится 2,2 % выручки всех компаний, а на 2,4 % компаний и 2,2 % инвестиций, приходящихся на долю резидентов АЗРФ на арктических территориях Красноярского края, приходится 5,6 % выручки всех компаний данной территории. Это позволяет предполагать, что в регионах уже был реализован ряд относительно небольших по инвестициям, но эффективных с точки зрения формирования выручки проектов. Анализ значений коэффициента, связанного с интенсивностью реализации преференциального режима в части создания рабочих мест в регионах (K 4 ), говорит о том, что введенные меры для данной компоненты являются чрезвычайно значимыми для большинства территорий. В лидирующих регионах значения данного коэффициента составляют от 40 до 60 %. При этом необходимо учитывать, что для ряда регионов (Мурманской области и арктических территорий Архангельской области, республик Карелия и Коми), как уже отмечалось ранее, характерно общее выбытие рабочих мест. Для них эффекты преференциального режима являются особенно значимыми, способствуют закреплению населения и обеспечивают относительно более устойчивое воспроизводство человеческого капитала регионов. Однако и для данной компоненты мы наблюдаем поляризацию: в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах и на арктических территориях Красноярского края доля компаний- резидентов в создании рабочих мест незначительна — 2-4 % (для арктических территорий Республики Коми она несколько более значима — 7 %, но все же относительно мала). Для данных регионов относительно низкая эффективность преференциального режима в части создания рабочих мест соответствует незначительной доле инвестиций, приходящихся на резидентов АЗРФ (K 3 ). Вторая группа представлена Мурманской областью, Чукотским АО, арктическими территориями Архангельской области, Республики Карелия, Республики Саха (Якутия). На данных территориях интенсивность реализации преференциального режима АЗРФ в части создания рабочих мест является выраженной. Рассмотренные выше соотношения представлены на рис. 2. Результаты: непараметрические методы для оценки комплексности и сонаправленности развития отдельных аспектов в качестве выразителя эффективности реализации преференциальных мер Проведенный анализ и расчет коэффициентов, отражающих отдельные аспекты, позволяют сформировать общие рейтинговые оценки реализации преференциального режима на арктических территориях России. Для этого отдельные коэффициенты были собраны в три интегральных показателя. В первый были сведены показатели, рассчитанные по кругу организаций (юридических лиц), во второй — показатели по кругу организаций и индивидуальных предпринимателей, в третий — набор коэффициентов по полному кругу показателей («организации» и «организации и ИП» за вычетом ^_орг во избежание двойного счета). Первое место в рейтинге по интенсивности реализации преференциального режима занимает Чукотский АО, второе место делят арктические территории Республики Карелия и Архангельской области, на третьем месте — Мурманская область. Замыкают рейтинг Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. Следует отметить, что позиция в сводном рейтинге не отражает общего уровня развития экономики арктических регионов, а говорит о вкладе процессов, опосредованных преференциальным режимом АЗРФ. Положение Чукотского АО, входящего в тройку лидеров по значениям всех коэффициентов интенсивности, свидетельствует в пользу того, что значительная часть экономической активности в регионе обуславливается именно действием преференциального режима. Соответственно, можно говорить о том, что здесь эффективность преференциальных мер относительно более высокая, поскольку процессы, связанные с функционированием АЗРФ, по целому ряду аспектов занимают существенную долю в процессах всего региона. С другой стороны, позиции большинства регионов значительно различаются в разрезе индикаторов, отражающих аспекты эффективности. Например, арктические территории Архангельской области и Республики Карелия по ряду параметров оказываются на лидирующих, а по другим параметрам — на средних позициях. Это делает актуальным измерение степени сонаправленности рассматриваемых процессов. Для этого нами были оценены коэффициенты ранговой корреляции Спирмена, которые на основе ранжированных рядов данных (исходные данные представлены в табл. 3) позволяют оценить меру скоррелированности сопоставляемых процессов. Использование непараметрического инструментария (рейтингование и ранговые корреляции) обусловлено небольшой глубиной данных (2020-2022 гг.) и небольшим числом единиц наблюдений, что ограничивает использование параметрических методов анализа. © Волков А. Д., Рослякова Н. А., Слепцов Р. С., Никитина А. С., 2024 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz