Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 183-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 183-197. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ Согласно Транспортной стратегии необходимыми условиями для формирования опорной транспортной сети в АЗРФ станет: комплексное развитие морских судоходных путей в акваториях Северного морского пути, Баренцева, Белого и Печорского морей, а также примыкающих к ним внутренних водных путей, железнодорожных подходов и портовой инфраструктуры; создание на береговой линии баз снабжения и обслуживания компаний, реализующих проекты в Арктике; развитие автомобильных дорог, имеющих исключительную важность для обеспечения постоянного наземного сообщения арктических регионов с другими регионами страны (наиболее перспективными проектами в этом направлении является строительство двухполосной трассы Колыма — Омсучкан — Омолон — Анадырь общей протяженностью 1863 км, которая в перспективе свяжет Чукотский автономный округ с общероссийской автодорожной сетью, а также строительство автодороги Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар протяженностью 255 км, которая свяжет более 170 удаленных населенных пунктов Республики Коми и Ненецкого автономного округа); развитие железнодорожной сети (в частности, реализация проекта «Северный широтный ход»3, в рамках которого на Ямале строится железнодорожный коридор Обская — Коротчаево (в 2022 г. из-за объективных изменений товаропотоков проект был приостановлен в пользу восточного направления)) [2, с. 147-149]. Однако необходимо помнить, что создание опорной транспортной сети в Арктике крайне затруднено в силу ее природно географических особенностей и высокой чувствительности экосистемы к внешним воздействиям. Это накладывает целый ряд ограничений на применение в АЗРФ отдельных видов транспорта, увеличивает затраты на строительство и эксплуатацию транспортной инфраструктуры, повышает уровень транспортной дискриминации местного населения и в целом усложняет промышленно-хозяйственное освоение 3«Северныйширотныйход» (СШХ)—совместный проектПравительства России, Ямало-Ненецкого автономного округа, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» иАО «Корпорация развития» (ранее —ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал полярный») по транспортно логистическому сопровождению освоения месторождений полезных ископаемых Ямала и прилегающих акваторий. Проект включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года и предполагает строительство и реконструкцию железнодорожной магистрали Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево протяженностью 707 км (в ценах 2017 г. ориентировочная стоимость реализации проекта составляла 262 млрд рублей). В перспективе планируется продолжить железнуюдорогудо портовСеверногоморского пути—от Бованенково к порту Саббета (СШХ-2), а также от Коротчаево на восток к портам Дудинка и Игарка Красноярского края (восточное плечо СШХ) [2]. В настоящее время из-за ухудшения внешнеэкономической и геополитической обстановки (в том числе ограничений экспортных поставок газа в Европу) проект «Северный широтный ход» приостановлен в пользу реализации двух других приоритетных проектов—развитиеМурманскоготранспортногоузла имодернизация ©Серова Н. А., Серова В. А., 2024 этого макрорегиона [3, с. 43; 4, с. 1345]. Цель настоящего исследования заключалась в определении межрегиональных различий в развитии инфраструктуры наземного транспорта арктических регионов страны и уровне транспортной обеспеченности текущего и потенциального спроса на перевозку грузов в Арктике в допандемийный период. Для ее достижения были поставлены и решены следующие задачи: во-первых, проведен ретроспективный анализ динамики изменения протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и эксплуатационной длины железнодорожной сети за 2000-2020 гг. в разрезе регионов, чьи территории полностью или частично входят в состав АЗРФ4; во-вторых, выполнена оценка уровня транспортной обеспеченности рассматриваемых регионов. Научная новизна работы заключается в выявлении основных тенденций и закономерностей развития наземной транспортной инфраструктуры в регионах российской Арктики и уровня их транспортной обеспеченности в допандемийный период. Информационную базу исследования составили научные публикации зарубежных и отечественных авторов, программные документы и нормативно правовые акты, регулирующие отношения в сфере транспорта; материалы периодических изданий и информационной сети Интернет; авторские электронные базы данных «Показатели обеспеченности регионов Арктической зоны Российской Федерации наземными путями сообщения за 2000-2019 гг.»5, «Основные тенденции экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации в постсоветский период (1990-2018 гг.)»6 и «Динамика показателей обеспеченности субъектов и федеральных округов Российской Федерации автомобильными дорогами общего пользования за период 2006-2022 гг.»7; официальная информация Федеральной службы государственной статистики. инфраструктуры Восточного полигона РЖД (Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей) для обеспечения железнодорожной логистики между Китаем иРоссией поматерику. 4 Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin.ru/media/ acts/files/0001201405050030.pdf (дата обращения: 06.05.2024). 5 База данных «Показатели обеспеченности регионов Арктической зоны Российской Федерации наземными путями сообщения за 2000-2019 гг.»: свидетельство о государственной регистрации №2021622063 от01.10.2021 / Н. А. Серова. 6 База данных «Основные тенденции экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации в постсоветский период(1990-2018 гг.)»: свидетельство огосударственной регистрации №2020622088 от 28.10.2020/ Н. А. Серова. 7База данных «Динамика показателей обеспеченности субъектов и федеральных округов Российской Федерации автомобильными дорогами общего пользования за период 2006-2022 гг.»: свидетельство о государственной регистрации № 2023624975 от 25.12.2023 / Н. А. Серова. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz