Север и рынок. 2024, № 3.
СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ in the length of paved public roads and the operational railway network in the Arctic regions, focusing on the period from 2000 to 2020. Key indicators of transport security, such as the Engel, Uspensky, and Vasilevsky coefficients, were used for nonlinear evaluation. The scientific novelty of this research lies in uncovering key trends and patterns in land transport infrastructure development and assessing the level of transport security in the Russian Arctic during the pre-pandemic era. The study's findings confirm persistent territorial imbalances in land transport infrastructure development and interregional disparities in the pace and scale of new road and railway construction. The main insights and conclusions of this article can inform public authorities when preparing territorial strategies and transport infrastructure development programs for the Arctic regions, as well as in the training of state and municipal officials. The authors' future research will focus on exploring trends and specificities of land transport development under current geopolitical conditions, aiming to evaluate the effectiveness of public policy in developing a backbone transport network in the Arctic during times of crisis. Keywords: transport, transport infrastructure, transport security, Russian Arctic, Engel coefficient, Uspensky coefficient, Vasilevsky coefficient Acknowledgments: This research was conducted within the framework of the state-funded research project FMEZ-2023-0006 titled "Transformation of the Socio-Economic Space of the Russian North and the Arctic: Fundamental Regularities, New Challenges, and Development." For citation: Serova N. A., Serova V. A. Key trends in the development of land transport infrastructure in Russia's Arctic regions during the pre-pandemic period. Sever i rynok:formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 183-197. doi:10.37614/2220-802X.3.2024.85.012. СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 183-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 183-197. Введение Принятая в конце 2021 г. новая редакция национальной Транспортной стратегии до 2030 г. (с прогнозом до 2035 г.)1 (далее — Транспортная стратегия) связывает реализацию задач государственной политики по повышению темпов экономического роста, улучшению качества жизни населения, развитию внешнеэкономических связей и интеграции российской экономики в глобальную хозяйственную систему с формированием единой опорной транспортной сети, объединяющей инфраструктуру всех видов транспорта по всей стране. Необходимость создания такой транспортной сети обусловлена крайней несбалансированностью национальной транспортной системы, существующими в ней диспропорциями в темпах и масштабах развития различных видов транспорта, недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры и территориальной неравномерностью ее размещения [1, c. 11]. Это, в свою очередь, обуславливает слабую связанность географического и экономического пространства нашей страны, ее нереализованный транзитный потенциал и значительное отставание от развитых стран в уровне обеспеченности транспортной сетью. Таким образом, практическая реализация Транспортной стратегии определяет актуальность исследования пространственной организации различных видов транспортной инфраструктуры, включающего оценку транспортной освоенности (обеспеченности) отдельных регионов страны. Одним из них, призванным стать гарантом долгосрочного 1Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. № 3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/ministry/targets/ ©Серова Н. А., Серова В. А., 2024 184 экономического роста России, ее территориальной целостности и обеспечения национальной безопасности, является уникальный по своим характеристикам макрорегион — Арктическая зона Российской Федерации (далее — АЗРФ). По данным Росстата2, в 2022 г. удельный вес транспортной отрасли в валовом региональном продукте АЗРФ составил 6,0 %; в разрезе регионов наиболее высокую долю, превышающую среднероссийское значение (6,9 %), продемонстрировали Республика Карелия (9,7 %) и Архангельская область (11,1 %). Объем инвестиций в транспорт в целом по АЗРФ составил 752,2 млрд рублей, или 21,1 % в общем объеме инвестиций в основной капитал (в среднем по стране — 15,6 %), из которых почти 75,0 % пришлось всего на два региона — 269,8 млрд рублей на Якутию (41,8 % в общем объеме инвестиций региона) и 290,8 млрд рублей на Ямал (20,5 % в общем объеме инвестиций региона). Размер основных фондов организаций транспорта АЗРФ превысил 11107,3 млрд рублей, или 24,7 % от общей стоимости основных фондов (в среднем по стране — 15,7 %). Численность занятых в транспортной сфере АЗРФ по итогам 2020 г. составила 355,6 тыс. человек, или 9,4 % от общей численности занятых в экономике (в среднем по стране — 7,8 %), а в ряде регинов — Республике Коми, Мурманской области, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах — этот показатель превысил 10 %. Таким образом, транспорт, выполняя важнейшую функцию обеспечения мобильности и качества жизни населения, также является и одной из наиболее стратегически значимых отраслей экономики АЗРФ. 187/191/documents (дата обращения: 25.12.2023). 2Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023: Стат. сб. / Росстат. М., 2023. 1126с. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Region_Pokaz_2023.pdf(датаобращения: 09.08.2024).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz