Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 183-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 183-197. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ Научная статья УДК 332.1; 338.47 doi:10.37614/2220-802X.3.2024.85.012 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В ДОПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД Наталья Александровна Серова1, Валентина Анатольевна Серова2 1 2Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты,Россия 1ORCID 0000-0001-8064-1251 Аннотация. Реализация задач государственной политики по формированию единой национальной опорной транспортной сети определяет актуальность исследования пространственной организации транспортной инфраструктуры, включающего оценку транспортной освоенности (обеспеченности) отдельных регионов страны. Одним из них является уникальный по своим характеристикам макрорегион —Арктическая зона Российской Федерации. Цель данного исследования заключалась в определении межрегиональных различий в развитии инфраструктуры наземного транспорта арктических регионов страны и уровне транспортной обеспеченности текущего и потенциального спроса на перевозку грузов в Арктике в допандемийный период. Проведен ретроспективный анализ динамики изменения протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и эксплуатационной длины железнодорожной сети арктических регионов и уровня их транспортной обеспеченности. Временной диапазон исследования составил 2000-2020 гг. В качестве ключевых индикаторов транспортной обеспеченности использовались нелинейные параметры оценки: коэффициенты Энгеля, Успенского и Василевского. Научная новизна работы заключается в выявлении основных тенденций и закономерностей развития наземной транспортной инфраструктуры в регионах российской Арктики, а также уровня их транспортной обеспеченности в допандемийный период. Результаты исследования подтвердили сохраняющиеся территориальные диспропорции в развитии наземной транспортной инфраструктуры и межрегиональную дифференциацию в темпах и масштабах строительства новых автомобильных ижелезных дорог в Арктике. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы органами государственной власти при подготовке территориальных стратегий и программ арктических регионов по развитию транспортной инфраструктуры, а также в качестве учебных материалов при обучении государственных и муниципальных служащих. Дальнейшие исследования авторов будут сосредоточены на изучении тенденций и особенностей развития наземного транспорта в современных геополитических условиях с целью оценки эффективности реализации задач государственной политики по формированию опорной транспортной сети в Арктике в кризисный период. Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, транспортная обеспеченность, Арктическая зона РФ, коэффициент Энгеля, коэффициент Успенского, коэффициент Василевского Благодарности: исследование выполнено в рамках государственного задания по теме FMEZ-2023-0006 «Трансформация социально-экономического пространства российского Севера и Арктики: фундаментальные закономерности, новые вызовы, обеспечение развития». Для цитирования: Серова Н. А., Серова В. А. Основные тенденции развития инфраструктуры наземного транспорта в регионах российской Арктики в допандемийный период // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 183-197. doi:10.37614/2220-802X.3.2024.85.012. Original article KEY TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LAND TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN RUSSIA'S ARCTIC REGIONS DURING THE PRE-PANDEMIC PERIOD Natalia A. Serova1, Valentina A. Serova2 1 2Lusin Institute for Economic Studies of the Kola Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia 1ORCID 0000-0001-8064-1251 Abstract. The implementation of national projects for establishing a unified national transport network determines the relevance of studying the spatial organization of transport infrastructure, including the assessment of transport development across individual regions. One such region is the Arctic zone of the Russian Federation, a macro-region with unique characteristics. This study aims to identify interregional differences in the development of land transport infrastructure in Russia's Arctic regions and assess the adequacy of transport provisions in meeting current and potential cargo transportation demands during the pre-pandemic period. The authors conducted a retrospective analysis of changes ©Серова Н. А., Серова В. А., 2024 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz