Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 169-182. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 169-182. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ перевозок по СМП выявил ограничение, связанное с недостаточным количеством контейнеровозов у РФ. На основании выявленных ограничений, тормозящих развитие транзитных грузоперевозок, и экспертных оценок были обозначены первоочередные задачи для развития транзита по СМП: строительство ледокольного и грузового флотов; создание и модернизация портовой и транспортной инфраструктуры; формирование современной системы навигационного и гидрометеорологического обеспечения. Последнее понизит риски арктической навигации и увеличит в конечном итоге востребованность этого маршрута для международного транзита. Роль СМП как транспортного маршрута для международных перевозок будет повышаться по мере формирования ледокольного флота РФ, развития мониторинга ледовой обстановки и погодных условий в арктических широтах и других средств для обеспечения безопасной перевозки грузов в условиях севера. В качестве перспективных направлений для увеличения объемов транзитных грузовых перевозок следует выделить, во-первых, развитие отношений с Китаем и обеспечение благоприятных условий для его транзитных перевозок. Основаниями для такого вывода являются: 1) КНР — это дружественное государство в существующих сложных политических и экономических условиях; 2) Китай является основным экономическим партнером РФ, активно участвует в различных арктических проектах, стабильно увеличивает транзитные перевозки и экспорт российских арктических ресурсов, сотрудничество в Арктике для обеих стран является взаимовыгодным; 3) аналитики считают, что рост транзитных грузоперевозок по СМП возможен с реализацией транзитного потенциала Китая. Во-вторых, развитие контейнерных перевозок, так как они представляют собой основную часть грузов на всех традиционных международных маршрутах и экономический эффект от таких перевозок намного превосходит эффект от транзита иных грузов. Практическая значимость представленного исследования состоит в том, что сделанные выводы направлены на развитие транзитного потенциала СМП и увеличение международного транзита по нему. Изучение перспективных направлений для увеличения транзитных грузовых перевозок по СМП предопределяет тематику будущих исследований. Список источников 1. Ерохин В. Л. Международные перевозки по Северному морскому пути: роль Китая // Маркетинг и логистика. 2022. № 1 (39). С. 18-30. 2. Southcott C., Abele F., Natcher D., Parlee B. Resources and Sustainable Development in the Arctic. London: Routledge, 2018. P. 304. 3. Григорьев М. Н. Инвестиционные проекты и транспортная инфраструктура Арктической зоны Российской Федерации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. № 2. С. 265-282. DOI 10.38197/2072-2060-2021-228-2-265-282. 4. Арский А. А. Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкций // Стратегии бизнеса. 2014. № 1 (3). С. 118-119. 5. Коваленко А. С., Моргунова М. О., Грибковская В. В. Инфраструктурная синергия Северного морского пути в международном контексте // Энергетическая политика. 2018. № 4. С. 57-67. 6. Григорьев М. Н. Развитие транзитного потенциала Северного морского пути // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. № 12 (5). С. 109-129. https://doi.org/10.23932/2542-0240- 2019-12-5-109-129. 7. Smith L. C., Stephenson S. R. New Trans-Arctic Shipping Routes Navigable by Midcentury // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2013. Vol. 110, № 13. P. 4871-4872. 8. Комов М. С. Транзитный потенциал Евразийского экономического союза: оценка эффективности использования // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12, №2. С. 1253-1260. doi: 10.18334/vinec.12.2.114475. 9. Дунаева Н. О. Управление модернизацией транспортной инфраструктуры региона для реализации транзитного потенциала. М.: ГУУ, 2015. С. 156. 10. Ларин О. Н. Перспективы интеграции транспортных систем Евразийского экономического союза // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 4 (43). С. 152-170. 11. Суходолов А. П. Предпосылки, этапы и перспективы развития транспортного комплекса Сибири и Иркутской области // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. № 25 (т. 3). С. 397-407. DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(3).397-407. 12. Леонтьев Р. Г., Орлов А. Л. Программные цели и реалии развития транспорта и транзитного потенциала // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 3. С. 71-79. © Николаева А. Б., 2024 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz