Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 169-182. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 169-182. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ в том, что «финансовые показатели» при прохождении по СМП в настоящее время не оправданы для стабильного транзита [13]. Для развития контейнерных перевозок Россия на сегодняшний день не обладает достаточным количеством собственных контейнеровозов ледового класса. В 2023 г. транспортировку по СПМ осуществляли 26 СПГ-танкеров, 43 наливных танкера, а контейнеровозов — менее десяти. В настоящее время вследствие нехватки производственных площадей для строительства контейнеровозов (отечественные верфи используются для строительства наливных и СПГ-танкеров, что является приоритетом) создание собственного флота полноразмерных судов для перевозки контейнеров на существующих российских верфях пока сложно реализуемо. Решить проблему можно совместным строительством судов на верфях Китая либо привлечением китайских судов, и Китай к 2025 г. планирует поставить на СМП порядка 10 судов-контейнеровозов ледового класса вместимостью в 2,5-3 тыс. TEU19. Сейчас Россия занимается привлечением новых партнеров в судостроительную отрасль. В итоге в октябре 2023 г. создано совместное предприятие International Container Logistics с участием России и ОАЭ. С одной стороны — государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (51 % акций), с другой — крупнейший контейнерный оператор мира — корпорация DP World. Целью является развитие торгового маршрута для контейнерных перевозок по СМП. Первоначальные усилия будут направлены на разработку необходимых инфраструктурных объектов на трассе и определение объема инвестиций. В планах на ближайший год DP World предполагает нарастить мощности по перегрузке контейнеров на 3 млн TEU, что составит в конечном итоге 93,6 млн TEU. Это будет содействовать развитию контейнерного транзита по СМП уже в ближайшем будущем20. В настоящее время госкорпорацией «Росатом» осуществляется проект «Евроазиатский контейнерный транзит» (ЕАКТ). На Петербургском международном экономическом форуме в 2023 г. уже были подписаны необходимые соглашения. На начальном этапе планируется использовать до девяти контейнеровозов. Функционирование планируется начать не ранее 2027 г. 19Контейнеровоз для Северного морского пути сообразят на двоих // Логистика в России. URL: https://logirus.ru/news/transport/ konteynerovoz_dlya_severnogo_morskogo_puti_soobrazyat_na_dvoi kh.html (дата обращения: 06.06.2024); TEU (двадцатифутовый эквивалент) — единица измерения для определения грузоподъемности контейнеровозов, равная двадцатифутовому контейнеру. URL: https://neftegaz.ru/tech-library/transportirovka-i- Заключение Результаты расчетов, показали, что уровень развития транзитного потенциала СМП достаточно высокий, при этом величина среднего динамического показателя, который характеризует уровень развития транзитного потенциала, выше, чем у Суэцкого канала (1,3378 и 1,0879 соответственно). В данном случае речь идет не о статических параметрах транзитного потенциала в настоящий момент, а непосредственно о процессе развития в его поступательном движении, то есть в динамике. На основе среднего динамического показателя, используя методы статистического анализа, были рассчитаны средние темпы прироста транзитных грузоперевозок по указанным маршрутам за последние шесть лет. Средний темп прироста транзита СМП почти в 4 раза превышает аналогичный показатель Суэцкого канала, что говорит о быстром развитии транзитных перевозок по данному маршруту. Следует отметить, что в рассматриваемый период работа Суэцкого канала отличалась стабильностью. Расчеты, сделанные отдельно для периода с 2018 по 2021 г. (без данных резкого сокращения транзита в 2022 г.), показали, что средний темп прироста транзитных перевозок по СМП в указанный период почти в 6 раз превышал средний темп прироста Суэцкого канала, это означает, что скорость увеличения объемов транспортируемых по СМП грузов была в 6 раз выше, чем по Суэцкому каналу. Проведенное исследование показало, насколько быстро развиваются транзитные перевозки по СМП в сравнении с достаточно стабильно работающим Суэцким каналом. При рассмотрении динамики изменения грузоперевозок по СМП и анализе доли транзита в этих грузоперевозках определено, что критичной причиной для резкого снижения доли транзита в грузоперевозках по СМП стали события на Украине и введение санкций против России. Таким образом, определяющими факторами устойчивости международного транзита являются стабильность политической ситуации и отсутствие конфронтации с сопредельными государствами, то есть внешние факторы. В ходе исследования на основе обширного списка изученных материалов были определены ограничения, препятствующие развитию транзитных грузовых перевозок, и их последствия (см. табл. 4). Анализ возможности расширения контейнерных khranenie/796118-teu-ili-dvadtsatifutovyy-ekvivalent/ (дата обращения: 03.06.2024). 20Сергеев К. Один пояс—один путь. Причем—Северный морской. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/odin_poyas_-_odin_ put_prichem_-_severnyy_morskoy.html (дата обращения: 10.04.2024). © Николаева А. Б., 2024 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz