Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 169-182. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 169-182. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ Окончание табл. 4 1 2 Инфраструктурные Недостаточное количество глубоководных портов Низкий уровень сервисного обслуживания в портах Недостаточно развиты поисково-спасательные ресурсы в Восточном секторе Возникают сложности для судов с повышенной грузоподъемностью Возможны сложности при транспортировке грузов Сложности при проведении поисково-спасательных работ в регионе Экономические Дорогая транспортировка и высокая страховка Вследствие сложившихся неблагоприятных условий расходы могут возрасти на 30-50 % по сравнению с Суэцким каналом, что сведет к нулю экономию времени и топлива Политические Введение санкций против РФ в различных сферах Непризнание стран Запада претензий РФ на ее арктическую зону. Призывы США к бойкотированию СМП Сложившаяся международная политическая ситуация и санкции не способствуют востребованности СМП со стороны иностранных компаний для перевозки грузов Примечание. Составлено автором по материалам [1; 6; 9; 15; 23; 24; 26, 29-31]. Как видно из табл. 4, различного рода преграды ведут к росту издержек, что ограничивает международный транзит по СМП. Без решения указанных проблем СМП может остаться маршрутом, использующимся, в основном, для обеспечения национальных инвестиционных проектов — транспортировки минеральных ресурсов, обеспечения деятельности добывающих предприятий и снабжения северных территорий. Бесспорным преимуществом СМП перед другими маршрутами является то, что он короче традиционных южных, при этом отсутствуют морские пираты и политические беспорядки. Некоторые зарубежные эксперты полагают, что в перспективе трасса может стать благоприятной для международной навигации [32; 33]. Роль контейнерных перевозок в увеличении транзита по СМП. Контейнерные перевозки являются основной частью грузов на всех традиционных международных маршрутах. Транспортировка навалочных и наливных грузов по СМП не будет иметь такого экономического эффекта для развития транзитного потока, как перемещение части контейнерного трафика с традиционных маршрутов [1]. В условиях политической и экономической нестабильности традиционные южные маршруты теряют свой статус безопасных и удобных. В конце 2023 г. информационное агентство Bloomberg заявило, что вследствие действий хуситов 103 судна- контейнеровоза предпочли более длительный и дорогой путь вокруг мыса Доброй Надежды маршруту через Суэцкий канал. Что, возможно, будет способствовать росту популярности СМП на рынке морских грузоперевозок17. Как говорилось выше, 17Сергеев К. Один пояс—один путь. Причем—Северный морской. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/odin_poyas_-_odin_ put_prichem_-_severnyy_morskoy.html (дата обращения: 10.04.2024). такой прецедент уже был, транзит по СМП в 2023 г. частично составили грузопотоки, перенаправленные с Суэцкого канала, прибыль которого в первом месяце 2024 г. сократилась почти на 50 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.18. Ограничения, изложенные в табл. 4, значительно сдерживают использование контейнеровозов, например, их работу ограничивают небольшие глубины в некоторых проливах трассы, имеются высокие риски, связанные с несоблюдением графика движения, что критично при этом виде перевозок [34]. Кроме того, ледоколы являются судами с небольшой скоростью. При условии рентабельности контейнерного транзита, средняя скорость движения должна составлять не менее 8 морских узлов, а для этого необходимо заранее проложить коридоры во льдах для прохода, что усложнит логистику и увеличит расходы. Альтернативой должен стать атомный ледокол «Лидер», который будет способен развивать скорость до 12 узлов в условиях толщины льда до двух метров и до 24 узлов — в чистой воде, но его ввод в эксплуатацию произойдет не ранее 2027 г. Крупнейшая контейнерная судоходная компания Maersk, осуществив рейс по трассе СМП контейнеровозом ледового класса Arc4 "Venta Maersk" в 2018 г., оценила условия коммерческого судоходства по маршруту. Основной проблемой был назван дефицит информации по ледовой обстановке и допустимой осадке судов в различных акваториях. Необходимым условием для судоходства, по мнению специалистов компании, является покрытие маршрута электронными навигационными картами, построенными на основе гидрографических исследований. Окончательный вывод заключается 18Доходы Египта от Суэцкого канала вянваре 2024 года снизились на 47 %—до 428 млн долл. URL: https://portnews.ru/news/359237/ (дата обращения: 09.02.2024). © Николаева А. Б., 2024 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz