Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 169-182. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 169-182. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ Китай и Арктика. Китай является страной, которая стабильно увеличивает свое присутствие на СМП. За период с 2013 по 2023 г. в среднем проход совершало более 12 судов в год. В силу того что Китай является крупнейшим потребителем различных видов ресурсов, в том числе и энергетических, и обладает одной из ведущих экономик в мире, он заинтересован в осуществлении своих интересов в Арктическом регионе [23]. Для России присутствие Китая в Арктике является необходимым, так как позволяет разделить инвестиционную нагрузку при реализации крупных и дорогостоящих проектов по разработке ресурсов и формированию инфраструктуры15. В последнее время участие Китая в развитии Арктического региона расширяется. Взаимная выгода для обеих сторон заключается в инвестировании и предложенных технологиях с одной стороны и участии в добыче ресурсов и выходе к арктическим транспортным маршрутам с другой. Компании КНР успешно занимают нишу, которая освобождается в связи с выходом западных партнеров из различных проектов [24]. Развитие транзитного грузового потока по СМП многие аналитики связывают именно с КНР16 [1; 6]. Проблемы развития международного транзита. При рассмотрении причин невысокого уровня развития транзита по СМП следует выделить несколько видов ограничений: естественные; 15 Ерохин В. Л. Северный морской путь и арктические транспортные коридоры 2017 // Сайт научно-практического журнала «Маркетинг илогистика». URL: https://marklog.ru/severnyj-morskoj-put-i-arkticheskie-t/. 16Крюков В. А. Один путь—один хозяин? Нужен ли единый оператор Северного морского пути // ЭКО: всероссийский экономический журнал. 2018. № 5. С. 5-17. URL: https://ecotrends.ru/index. технические; инфраструктурные; экономические и политические [1] (табл. 4). Основным естественным препятствием при развитии регулярной транзитной навигации по СМП являются плохо предсказуемые суровые климатические и ледовые условия. Развитие СМП в целом и транзитных перевозок в частности, в первую очередь, связывается с необходимостью обеспечения круглогодичной навигации [15; 25]. А это невозможно без увеличения ледокольного флота, что тоже является необходимым условием для расширения транзита [6]. Специалисты ФГУП «Атомфлот» также считают, что одной из основных причин слабого развития транзитного судоходства является недостаточная численность ледоколов [26]. Несмотря на то что наблюдающееся глобальное потепление сопровождается увеличением сроков судоходства [27], сейчас этот период составляет порядка пяти месяцев. При этом изменение климата вызывает угрозу поднятия уровня моря, появление айсбергов, трансформацию характера движения воздушных потоков и разрушение береговой линии вследствие деградации вечной мерзлоты [28]. Для развития транзита важнейшим условием является присутствие конкурентоспособной транспортной инфраструктуры [9; 12]. Зарубежными аналитиками также отмечаются слишком сложные и непредсказуемые условия прохождения маршрута и его недостаточно развитая инфраструктура [29; 30]. php/eco/article/view/1474/652 (дата обращения: 13.02.2024); ХейфецБ. Северный морской путь — новый транзитный маршрут «Одного пояса — одного пути» // Международная жизнь. 2018. №7. URL: https://interaf-fairs.ru/jauthor/material/2047 (дата обращения: 15.11.2023). Таблица 4 Ограничения, препятствующие развитию транзитных грузовых перевозок по СМП Ограничения Последствия 1 2 Природно-климатические (естественные) Непредсказуемость климатических иледовых условий Сезонный характер навигации Ограничение по глубинам Очень низкие температуры втечение длительного периода Сложности при выстраивании логистических цепочек с точными сроками поставок. Неблагоприятная ледовая обстановка приводит к временным итранспортным издержкам Ограничение по использованию маршрута как постоянной транзитной магистрали между рынками Ограничение по грузоподъемности судов Температурные ограничения для ряда товаров (электроника, косметика идр.) Технические Возможно использование судов только ледового класса (не менее Arc4) Необходимость ледокольного сопровождения при недостаточном количестве ледоколов Недостаточно развиты системы мониторинга ледовой и погодной обстановки (навигационного и гидрометеорологического обеспечения) Стоимость строительства судов ледового класса на 10-30 % выше. Высокий уровень расхода топлива у этих судов Возникают сложности при обеспечении стабильной ледокольной проводки Проблемы с безопасностью движения по маршруту © Николаева А. Б., 2024 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz