Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 169-182. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 169-182. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ Для расчета средних темпов прироста необходимо рассчитать средний динамический показатель по формуле (5), результаты представлены в табл. 3. Величина среднего динамического показателя показывает уровень развития транзитного потенциала маршрута. Средние темпы роста и средние темпы прироста транзитов по Суэцкому каналу и СМП рассчитаны по формулам (6) и (7) соответственно, выражаются в процентах (см. табл. 3). Автором были рассчитаны аналогичные показатели для Суэцкого канала и СМП отдельно для периода 2018-2021, то есть без данных 2022 г., когда транзит по СМП резко сократился вследствие начавшейся СВО на Украине и введенных санкций. Результаты следующие: Т Суэцкий канал = 10,14 %; Т д/) СМП = 60,39 % Таблица 3 Результаты расчетов сравнительной оценки транзитного потенциала и среднего темпа прироста транзита по СМП и Суэцкому каналу Показатель Суэцкий канал СМП Средний динамический показатель, К 1,0879 1,3378 Средний темп роста, Т , % 108,79 133,78 Средний темп прироста, Т , % 8,79 33,78 Динамика изменений внутренних и транзитных грузовых перевозок. СМП традиционно использовался Россией как внутренняя транспортная артерия, для осуществления северного завоза и транспортировки грузов российскими компаниями — участниками арктических проектов [19; 20]. По мнению председателя Правительства РФ М. Мишустина, СМП является центральным связующим транспортным элементом России11. За последние одиннадцать лет объем грузоперевозок по СМП возрос почти в десять раз, главным образом, за счет внутренних транспортировок, которые увеличились в 12 раз (рис. 1), и частично вследствие роста экспорта и международного транзита, последний за рассматриваемый период вырос всего в 1,8 раза (рис. 1) [3; 21]. Транзитный грузопоток 2023 г. был рекордным по объему и составил 2,1 млн т, что было обусловлено высоким спросом на нефть в КНР. Сырая нефть составила более 70 % транзитных грузов, оставшиеся 10 % — железная руда, уголь и СПГ. Несмотря на санкции, страны Европы закупили практически половину от всего экспорта арктического СПГ из РФ12. По словам В. Панова, транзит 2023 г. являлся «пилотным проектом», поскольку часть грузопотока СМП составили грузы, перенаправленные в период лето-осень с Суэцкого канала, ктому же правительством была оказана поддержка «Росатому» как транспортному оператору маршрута13. Значительный рост внутренних грузоперевозок по СМП наблюдался в 2019 г. Если в 2017 г. было перевезено 9 737 тыс. т, то в 2019 г. — 30 803 тыс. т грузов (см. рис. 1), но доля транзита в общем объеме грузов была невысокой — порядка двух процентов (рис. 2). Международный транзит в 2022 г. практически отсутствовал из-за введенных санкций и опасений компаний-перевозчиков в связи с финансовыми рисками14. Доля транзита была максимальной и составляла 30 % в 2013 г. (см. рис. 2), при этом внутренние перевозки составляли всего 2 738 тыс. т (см. рис. 1). После событий на Украине в 2014 и 2021 гг. и введения антироссийских санкций произошло резкое сокращение объемов транзита в грузообороте СМП. 11Михаил Мишустин: Северный морской путь —ключевой элемент транспортной связанности страны // Рос. газ. 2023. 6 июня. URL: https://rg.ru/2023/06/06/marshrut-po-arktike.html (дата обращения: 19.01.2024). 12Ивановский Д. Северный морской путь: что изменилось за год? // GOARCTIC. URL: https://goarctic.ru/work/severnyy-morskoy-put-chto- izmenilos-za-god (дата обращения: 15.04.2024). 13Транзит по Севморпути в2023 годудостиг рекорда в2,1 млн тонн // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/930429 (дата обращения: 10.04.2024). 14 Международных транзитных перевозок в 2022 году по Севморпути не ожидается // ИАА «ПортНьюс». URL: https://portnews.ru/news/334773/ (дата обращения: 10.04.2024). © Николаева А. Б., 2024 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz