Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 169-182. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 169-182. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ обстоятельств. Например, снятие с мели застрявшего в Суэцком канале контейнеровоза или неблагоприятная ледовая обстановка на СМП могут значительно увеличить время движения транзитного потока. В условиях неопределенности эти показатели, к сожалению, мало информативны для характеристики транзитных потоков. Для вычисления частоты перемещения транзитного потока и его мощности, а также динамического коэффициента изменения необходимы данные о количестве и объеме транзитных перевозок, совершаемых по указанным маршрутам в течение каждого года рассматриваемого периода (табл. 1). Частота перемещения, мощность и динамический коэффициент изменения рассчитываются исходя из данных, представленных в табл. 1, по формулам (2), (3), (4) соответственно. Результаты расчетов представлены в табл. 2. Расчеты показали, что за период с 2018 по 2023 г. разрыв в частоте перемещения транзитного потока между Суэцким каналом и СМП сократился более чем в 2 раза, что говорит о достаточно быстром развитии транзита по СМП. А разница в мощности транзитных потоков рассматриваемых маршрутов сократилась более чем в 3 раза. Кроме того, поскольку мощность транзитного потока СМП возросла больше, чем частота движения, то это означает, что были увеличены либо грузоподъемность используемых судов, либо их загруженность, что является позитивным моментом в развитии транзита по СМП. Таблица 1 Количество (раз/год) и объемы (тыс т/год) транзитных перевозок по Суэцкому каналу и СМП Год Суэцкий канал СМП Количество транзитных перевозок, раз/год Объем транзита, тыс. т/год Количество транзитных перевозок, раз/год Объем транзита, тыс. т/год 2018 18174 983 000 27 491 2019 18 880 1200 000 37 697 2020 18 970 1 218 000 61 1281 2021 20 694 1 315 000 75 2027 2022 23430 1400 000 47 200 2023 25886 1500 000 80 2100 Примечание. Составлено авторомпоматериаламоткрытых информационныхсайтов: Количество судопроходов поСуэцкому каналуза 2019 год выросло на 3,9 % — до 18,88 тыс. ед. // ПортНьюс. URL: https://portnews.ru/news/290153/ (дата обращения: 22.01.2024); Суэцкий канал предвкушает головокружительные доходы от транзита // Логистика в России. URL: https://logirus.ru/news/infrastructure/suetskiy_kanal_predvku shaet_-golovokruzhitelnye_dokhody_ot_tranzita.html (дата обращения: 22.01.2024); Волин П. Северный морской путь наращивает обороты // Парламентская газета ПГ. URL: https://www.pnp.ru/top/site/severnyy-morskoy-put-narashhivaet-oboroty.htmlhttps://www.pnp.ru/top/site/severnyy- morskoy-put-narashhivaet-oboroty.html (дата обращения: 12.02.2024); Аналитический доклад «Анализ контейнерных перевозок в целях выработки предложений по их развитию в рамках Евразийского экономического союза» 2021 // Евразийская экономическая комиссия. URL: https://eec.eaeunion.org> comission > transport DOC;Таиров Р. ЧислопрошедшихчерезСуэцкий канал судов в2021 годуобновило рекорд// Forbes. https://www.forbes.ru/biznes/452639-cislo-prosedsih-cerez-sueckij-kanal-sudov-v-2021-godu-obnovilo-rekord (дата обращения: 30.01.2024); Транзитный грузопоток по Северному морскому пути превысил показатели 2020 года на 59 % // Атомная энергия. URL: https://www.atomic- energy.ru/news/2021/12/21/120482 (дата обращения: 30.01.2024); Транзит поСевморпути в2023 годудостиг рекорда в2,1 млнтонн// Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/930429 (дата обращения: 05.04.2024); Соколов Д. Холодный маршрут // «Эксперт» 2024. № 2. URL: https://expert.ru/promishlennost/kholodnyy-marshrut/ (дата обращения: 16.05.2024); Куратор Северного морского пути // Росатом. URL: https://rosatomnewsletter.com/ru/2022/02/24/in-charge-of-northern-sea-route/ (дата обращения: 30.01.2024); Приостановка движения контейнерных судов через Суэцкий канал // Logistic systems. URL: https://log-s.com/2023/12/22/priostanovka-dvizheniya-kontejnernyh-sudov- cherez-sueczkij-kanal/ (дата обращения: 16.05.2024); Суэцкий канал уже не тот. URL: https://oilcapital.ru/news/2023-12-20/suetskiy-kanal-uzhe-ne- tot-3134705 (дата обращения: 16.05.2024). Таблица 2 Показатели оценки транзитного потенциала по Суэцкому каналу и СМП Год Суэцкий канал СМП Частота перемещения Чл, раз/день Мощность транзитного потока втекущем году М,,и, т/день Динамический коэффициент изменения К Частота перемещения Чйв, раз/день Мощность транзитного потока М,,и, т/день Динамический коэффициент изменения К 2018 49,79 2 693 150 - 0,0738 1 345 - 2019 51,726 3 287 671 1,220 0,1013 1 909 1,419 2020 51,753 3 336 986 1,015 0,1671 3 509 1,838 2021 56,695 3 602 739 1,079 0,2054 5 553 1,582 2022 64,19 3 835 616 1,065 0,1287 548 0,098 2023 70,92 4 109 589 1,071 0,2191 5 808 10,598 Примечание. Рассчитано автором с использованием данных табл. 1. © Николаева А. Б., 2024 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz