Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 169-182. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 169-182. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ перевозок к периоду времени, за который совершены перевозки: К Ч (2) где Чдв — частота перемещения транзитного потока, раз/день; К — количество транзитных перевозок, раз; П — период времени, за который было совершено данное количество перевозок, дни. За период времени принимается один год (365 дней). Чем чаще осуществляется транзит, тем лучше развит транзитный потенциал. 3. Мощность транзитного потока рассчитывается как отношение объема транзита к периоду времени, за который осуществляется данный транзит: О М П (3) где Мтп — мощность транзитного потока, т/день; О — объем транзита, т; П — период времени, дни. Степень развития транзитного потенциала находится в прямой зависимости от его мощности. 4. Динамический коэффициент изменения: К Mt ' Mt-1 (4) где Мг — значение мощности транзитного потока в текущем году; Мг -1 — значение мощности транзитного потока в предыдущем году. 5. Средний динамический показатель (средний коэффициент роста) вычисляется с помощью средней геометрической по формуле: К т П = '4 К 1 Кд2...Кп (5) где n — число цепных коэффициентов роста. Согласно методике, определяем уровень развития транзитного потенциала, который устанавливается исходя из значения среднего динамического показателя. Если средний динамический показатель меньше или равен 0,2, то это говорит о низкой степени развития транзитного потенциала. Если средний динамический показатель больше или равен 0,9, то степень развития транзитного потенциала высокая. Промежуточные значения характеризуют средний уровень развития. Величина среднего динамического показателя покажет уровень развития транзитного потенциала маршрута. 6. Определение среднего темпа роста рассчитывается исходя из среднего динамического показателя и выражается в процентах9: Т = К п х 100 %, р т п ' (6) 7. Средний темп прироста (%) определяется на основе средних темпов роста: пр Т Р - 100, (7) где Т — темп роста, % где Т — темп прироста, % Средний темп прироста характеризует среднюю интенсивность роста и показывает, на сколько процентов в среднем менялось значение показателя за выбранный период. При проведении исследования были использованы методы экономического анализа, сравнения и обобщения, а также метод экспертных оценок, который используется в случаях сложности проблемы, недостаточности имеющейся информации, невозможности математической формализации процесса решения и т. п. В таком случае обращаются к рекомендациям компетентных специалистов, знающих данную проблематику. Их мнение, аргументация, формирование количественных оценок и т. п. получили название «метод экспертных оценок». Сущность метода заключается в том , что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Экспертное оценивание — это применение оценки проблемы на основе мнения экспертов с целью последующего принятия решения. Информационную базу составили научные статьи, научные доклады, монографии, нормативно-правовые документы и информационные сайты. Результаты и обсуждение Сравнительная оценка транзитного потенциала и среднего темпа прироста транзита по СМП и Суэцкому каналу. Целью исследования является оценка уровня развития транзитного потенциала СМП, а также вычисление и сравнение средних темпов прироста грузовых транзитных перевозок указанных маршрутов. Скорость движения транзитного потока рассчитываем исходя из данных рейсов Роттердам — Йокогама через Суэцкий канал и по СМП. Расстояние в первом случае составляет 11180 морских миль (м. м .), время в пути 31 день и 1 час (745 часов), во втором случае — 7345 морских миль и 20 дней и 6 часов (486 часов) соответственно10. В обоих случаях получаем приблизительно равные значения: 15 узлов на маршруте через Суэцкий канал и 15,1 узлов — по СМП. Эти показатели имеют место быть в случае отсутствия каких-либо непредвиденных 9 Ниворожкина Л. И., Чернова Т. В. Теория статистики: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Мини Тайп», «Феникс», 2005. 220 с. // Сайт bizlog. Деловое общение. URL: http://bizlog.ru/lib/b15/8_4.htm (дата обращения: 01.02.2024). 10 Григорьев Н., Григорьев А. Северный морской путь: транзитное плавание// Морскойфлот. 2021. №6. URL: https://morvesti.ru/themes/ 1698/93937/ (дата обращения: 18.01.2024). © Николаева А. Б., 2024 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz