Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 169-182. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 169-182. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ источником дохода государства, стал индикатором востребованности СМП5. О необходимости совершенствования транзита по СМП говорит тот факт, что госкорпорации «Росатом», Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерству транспорта, Министерству экономического развития и Министерству иностранных дел РФ было поручено разработать концепцию развития транзитного потенциала СМП. К сожалению, такая концепция пока не представлена в правительство6. Необходимость расширения транзитных грузовых перевозок предопределяют актуальность проводимого исследования, целью которого является определение перспективных направлений в развитии транзитных грузоперевозок по СМП. В ходе исследования предполагается решить следующие задачи: 1) оценить транзитный потенциал СМП и рассчитать средние темпы прироста транзитных грузоперевозок с использованием методов статистического анализа, сравнить результаты с альтернативным вариантом — Суэцким каналом; 2) рассмотреть динамику изменений внутренних и транзитных грузовых перевозок за период с 2013 по 2023 г. и определить, как менялась составляющая транзита по отношению ко всему грузопотоку на протяжении указанного периода; 3) выявить ограничения для развития транзита по СМП и определить их последствия; 4) обозначить первоочередные задачи для реализации транзитного потенциала СМП. Обзор литературы Вопросам изучения транзитных перевозок и проблемам реализации транзитного потенциала посвящены работы многих ученых: М. С. Комова, Н. О. Дунаевой, О. Н. Ларина, Р. Г. Леонтьева, А. Л. Орлова, А. П. Суходолова и др. [8-12]. В научной литературе транзитный потенциал рассматривается как «возможность перемещения по территории страны грузов третьих стран под контролем таможенных органов без уплаты налогов и таможенных пошлин» [11], а также это имеющиеся и нереализованные возможности транспортных ресурсов государства, которые представляют нужный объем его предложения на рынке транспортных услуг для иностранного заинтересованного потребителя [12]. Основная функция транзитного потенциала выражается в обслуживании транзитных перевозок, то есть в предоставлении разнообразных транспортно-логистических услуг7. Большое количество работ посвящено развитию транзитного потенциала СМП [6; 13-15]. Особо следует отметить вклад при исследовании этой проблемы, сделанный М. Н. Григорьевым, А. А. Тодоровым, В. Н. Половинкиным, А. Б. Фомичевым и др. Возможности развития транзитных грузоперевозок по СМП оцениваются специалистами, в основном, достаточно скептически [6; 14]. Многие [16] говорят о сложностях организации устойчивого транзита по СМП, а именно о непредсказуемой ледовой обстановке, недостаточно развитой инфраструктуре и т. п. В транзитной экономической системе для СМП некоторыми учеными отводится лишь второстепенная роль: «...в настоящее время Северный морской путь как международная транзитная магистраль, скорее, является резервом международной транспортной системы, но не действующим звеном» [17]. Методология и методы В рамках исследования международного транзита по СМП была сделана оценка его транзитного потенциала. Для проведения аналогий и сравнений в качестве второго маршрута был выбран Суэцкий канал как альтернативный вариант. При оценке транзитных потенциалов указанных маршрутов была использована методика [18]. В ходе расчетов средних темпов прироста транзитных перевозок указанных маршрутов применялись методы статистического анализа. Чтобы оценить развитие транзитного потенциала используются следующие показатели. 1. Скорость движения транзитного потока, которая рассчитывается как отношение расстояния передвижения ко времени в пути: С й = дв в ' (1) где Сдв — скорость движения транзитного потока, узлов8; Р — расстояние перемещения транзитного потока, морские мили; В — время в пути, ч. Чем больше скорость, тем лучше развит транзитный потенциал маршрута. 2. Частота перемещения транзитного потока рассчитывается как отношение количества транзитных 5Ивановский Д. Северный морской путь: что изменилось за год? // GOARCTIC. URL: https://goarctic.ru/work/severnyy-morskoy-put-chto- izmenilos-za-god/ (дата обращения: 15.04.2024). 6Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии по развитию Северного морского пути // government.ru. URL: http://government.ru/news/48824/ (дата обращения: 10.04.2024). 7КудряшовН. Г., НечайА. А. Транзитный потенциал: сущность, факторы реализации, подход к оценке // Журнал международного права и международных отношений. 2012. №3 // Электронная библиотека БГУ. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/31265/1/2012_3_JI LIR_kudryshov_nechay.pdf (дата обращения: 03.04.2024). 81морская миля (м. м.) =1,852 км; 1узел =1 м. м/час. © Николаева А. Б., 2024 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz