Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 169-182. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 169-182. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ concluding that recent geopolitical events in Ukraine and the resulting anti-Russian sanctions have impacted transit traffic volumes. Key challenges to the development of NSR transit freight traffic are identified, along with their potential consequences. The study assesses the NSR's transit capacity and outlines priority actions for unlocking its full potential. Two primary areas for future transit development are highlighted: facilitating transit traffic from China and increasing container traffic volumes, both of which warrant further exploration. The relevance of this study is underscored by the growing need to enhance NSR transit freight traffic. The scientific contribution of this research lies in its evaluation of the NSR's transit potential using statistical analysis and in identifying strategic directions for transit development. The practical significance of the study is reflected in its recommendations, which aim to support the growth of the NSR as a key international transit route. Keywords: The Northern Sea Route, transit potential, international transit, transit transportation, container shipping, icebreaking services, year-round navigation Acknowledgments: This study was conducted at the Institute for Economic Studies within the National Research Project No. 123012500051-8, titled "Strategic Planning for Arctic Development under New Geo-Economic and Political Realities". For citation: Nikolaeva A. B. Prospects for international freight traffic along the Northern Sea Route. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 169-182. doi:10.37614/2220-802X.3.2024.85.011. Введение Северный морской путь — водная трасса, соединяющая западные территории России и Дальний Восток, является основной судоходной транспортной артерией Арктической зоны РФ (АЗРФ) и обеспечивает взаимосвязанность арктических территорий, доставку грузов в районы Крайнего Севера и промышленное освоение ресурсов Арктического региона [1]. Аналитики говорят о смещении мирового производства энергоресурсов на север, в связи с чем возрастает роль Арктического региона [2]. Кроме того, арктические территории РФ обеспечивают порядка 20 % зачислений в федеральный бюджет [3]. Поскольку масштабы промышленного освоения ресурсов и реализации различных инвестиционных проектов в АЗРФ будут нарастать, что подтверждается соглашениями, которые были заключены Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и госкорпорацией «Росатом» с компаниями, реализующими проекты в Арктике1, возрастет и использование СМП, что отмечают многие отечественные исследователи [4; 5]. В настоящее время развитие судоходства по СМП направлено на обеспечение реализации национальных стратегических проектов, связанных с освоением природных ресурсов АЗРФ. Маршрут активно используется многими промышленными компаниями: ПАО «ГМК "Норильский никель"» («Норникель»), ПАО «Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ"» («Лукойл»), ПАО «Газпром» («Газпром»), ПАО «Нефтяная компания "Роснефть"» («Роснефть») и др. Трасса открывает путь к ресурсам Арктики и Сибири, где добывается 10 % общемировых объемов нефти и 25 % природного газа2. Если в прошлом веке акватории СМП использовались, главным образом, как маршруты для внутренней каботажной перевозки грузов, то в последнее время возрастает их международное значение, что обусловлено реализацией проектов, ориентированных на экспорт, и желанием некоторых стран применять данную трассу в качестве альтернативного маршрута. Например, для Китая — это кратчайший выход к рынкам Западной Европы и доступ к месторождениям ресурсов Арктического региона [1]. Международное значение Севморпути как конкурентоспособной торговой трассы заключается в обеспечении возможности транспортировки грузов между рынками северной части Тихого океана и Северной Атлантики [6]. Международная навигация по СМП стала возможна с 1991 г. Но рост заинтересованности международных компаний к маршруту проявился после появления информации о глобальном изменении климата. Сокращение ледяного покрова открывает потенциальные возможности использования маршрута, который раньше был закрыт для коммерческой навигации [7]. Транзитный потенциал СМП в условиях потепления климата достаточно высоко оценивается в стратегических прогнозах развития Арктики США3 и арктической политики КНР4. По словам специального представителя государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по вопросам развития Арктики В. Панова, транзитный грузовой поток, помимо того что является 1КалмацкийМ. Северный морской путьпоможет развитиюроссийской экономики // RG.RU. URL: https://rg.ru/2023/08/07/severnyj-morskoj- put-pomozhet-razvitiiu-rossijskoj-ekonomiki.html (дата обращения: 16.02.2024). 2Северныйморской путь: что икуда перевозят среди российскихльдов // bcs-express. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/severnyi- morskoi-put-chto-i-kuda-perevoziat-sredi-rossiiskikh-l-dov. 3Arctic Strategic Outlook 2019 // United States Coast Guard. U. S. Coast GuardHeadquarters,Washington, D. C. URL: https://www.uscg.mil/Portals/0/ Images/arctic/Arctic_Strategic_Outlook_APR_2019.pdf. 4 China's Arctic Policy 2019. URL: https://www.imemo.ru/en/publications/ periodical/meimo/archive/2019/7-t-63/arctic-new-region-of-world- policy/chinas-new-arctic-policy (дата обращения: 10.04.2024). © Николаева А. Б., 2024 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz