Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 7-26. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 7-26. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ работающих в них, а также за счет результатов, получаемых в регионах и на территориях размещения особых экономических зон. Так, в работе Ш. Гао, Д. Сана и Ш. Ванга [21], помимо оценки эффективности особых экономических зон для роста ВРП и сокращения выбросов в муниципалитетах, о чем говорилось выше, осуществляется сопоставление компаний-резидентов между собой с использованием оболочечного анализа (data envelopment analysis), который соотносит пропорции между объясняющими и результирующим параметрами. Достаточно традиционно в качестве результирующего параметра используется выручка, а труд, капитал и преференциальные меры рассматриваются в качестве объясняющих. В результате проведенного обзора становится возможным заключить, что такие параметры, как занятость, объем инвестиций, численность компаний- резидентов, выручка компаний, являются значимыми и наиболее часто анализируемыми параметрами, которые позволяют охарактеризовать как условия, определяющие функционирование особых экономических зон, так и результаты их работы. В этом отношении авторы данной работы следуют логике проектного подхода. В этой же логике реализуется подход, связанный с сопоставлением процессов во времени (до и после введения преференциальных мер) и пространстве (для территорий, охваченных и не охваченных преференциальными мерами), что позволяет говорить об интенсификации во времени и пространстве анализируемых процессов. При этом в случае оценки комплексности и сонаправленности процессов, реализуемой на основе непараметрических методов анализа (ввиду ограниченности статистических данных и краткости срока реализации преференциального режима АЗРФ), авторы имплементируют элементы комплексного подхода. Таким образом, предлагаемая методика предполагает целостный взгляд на оценку эффективности преференциального режима АЗРФ с учетом существующих в настоящий момент ограничений. Методология и данные В рамках проведенного исследования использовались данные из нескольких источников. 1. База данных резидентов АЗРФ8 по стоянию на начало февраля 2024 г. На момент реализации исследования база включала 764 резидента, из них 637 — компании и 127 — индивидуальные 8 Например, реестррезидентовАЗРФвЯНАО. URL: https://invest.yanao.ru/ investors/podderzhka-investorov-v-arktike/registry/ (дата обращения: 12.05.2024). 9 База данных показателей муниципальных образований. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/munst.htm (дата обращения: 11.08.2024). © ВолковА. Д., Рослякова Н. А., Слепцов Р. С., Никитина А. С., 2024 предприниматели. Такое разделение имеет принципиальное значение, поскольку значительная часть информации о хозяйственной детальности индивидуальных предпринимателей не публикуется согласно требованиям законодательства о конфиденциальности персональных данных, в то время как данные о деятельности компаний (юридических лиц) являются более полными. Это определило дальнейший выбор источников информации. 2. В качестве источника данных об объеме инвестиций и числе созданных рабочих мест в рамках проектов резидентов АЗРФ выступила статистика АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», которая собиралась авторами по персональным запросам в период 2020-2024 гг. 3. Источниками данных об объеме инвестиций, осуществленных всеми хозяйствующими субъектами на территориях, относимых к Арктической зоне России, выступили данные муниципальной статистики, размещенные как в открытом доступе9, так и в платных изданиях региональных подразделений Росстата. Число созданных рабочих мест на арктических территориях было оценено авторами по отрытым данным10 и методике Росстата11, реализуемой на региональном уровне. 4. В качестве источника данных о компаниях — резидентах АЗРФ (юридических лицах), а также в целом о всех компаниях, осуществляющих свою деятельность на арктических территориях России, выступила информационно-аналитическая система СПАРК (Интерфакс). В контексте задач исследования это относится в первую очередь к значениям показателя выручки. Была осуществлена первичная обработка данных: из базы были исключены компании с «нулевой отчетностью», то есть те из юридических лиц, которые фактически не осуществляют хозяйственную деятельность. В связи с этим число компаний, включенных в анализ, уменьшилось по сравнению с данными официальных статистических источников. Это обуславливает, с одной стороны, повышение качества исходных данных и соответствующее повышение обоснованности выводов, а с другой стороны, является объективным ограничением исследования. Первое связано с использованием данных о компаниях, которые действительно формируют экономический потенциал территорий. Второе обусловлено случаями, когда информация не предоставляется из соображений 10 Тамже. 11 Методологические пояснения по расчету показателей. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/met_rm.pdf (дата обращения: 12.05.2024). 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz