Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 123-135. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 123-135. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА В АРКТИКЕ новаторских решений и учета экономических и социальных факторов для обеспечения их эффективности. Мировые экологические стандарты становятся все строже, что способствует формированию новых конкурентных преимуществ. «Прогноз научно технологического развития ТЭК России на период до 2035 года»8 выделяет ключевые направления инноваций для нефтегазовой отрасли, включая увеличение эффективности добычи, разработку шельфовых месторождений, производство и транспортировку сжиженного природного газа, а также развитие технологий для создания интеллектуальных месторождений. Разработка передовых технологий становится критически важной в условиях снижения качества и количества доказанных запасов традиционных источников углеводородов, усложнения условий добычи и необходимости освоении альтернативных нефтяных ресурсов. Ключевую роль в этом процессе также играют экологические стандарты, предъявляемые к применяемым в отрасли технологиям и оборудованию. Инновационные подходы должны применяться и в управлении через внедрение систем сбора и анализа данных, а также методик контроля технологических процессов в организациях. Поэтому стратегии не могут не описывать пути трансформации управления бизнес-процессами через цифровую трансформацию. Целесообразно прописывать в стратегических документах отраслевого характера комплекс мероприятий по повышению уровня цифровой квалификации в рамках национальной нефтегазовой сферы. Отраслевое стратегическое планирование ориентируется и на создание промышленных экосистем с низким уровнем выбросов углерода, то есть стратегии все чаще описывают комплекс мероприятий, направленных на экологическую модернизацию, уменьшение эмиссии диоксида углерода и метана, развитие возобновляемой энергетики. К вопросу формирования стратегических альтернатив Один из важных этапов формирования стратегии связан с разработкой стратегических альтернатив. При генерировании альтернативных путей развития компании определяются возможные направления развития или в определенных случаях направления оптимизации, могут быть даже сокращения производства, ликвидация бизнес-единиц. Продукция, находящаяся на этапе спада и снижения потребностей рынка в силу определенных факторов влияния или институциональных ограничений, может быть убрана из портфеля компании. В рамках генерации 8Prognoz_NTR_v_otraslyah_TEK_podpis.pdf. URL: minenergo.gov.ru . © Казанин А. Г., 2024 130 отраслевых стратегий также важно обращать внимание на такие изменения, происходящие в нефтегазовых компаниях и во внешней среде. Рост влияния климатических доктрин и борьба с техногенными выбросами ископаемого сырья теоретически могут снизить потребление нефти или природного газа в долгосрочной перспективе планирования. Поэтому стратегической альтернативой развития нефтегазовых компаний могут быть диверсификация бизнеса и наращивание выпуска неэнергетических продуктов, например, в сфере производства продуктов нефтехимии и газохимии [24]. Системные ошибки и неточности менеджмента, а также неполноценный учет разнообразных внешних и внутренних факторов влияния при разработке стратегических альтернатив могут приводить к необратимым экономическим потерям бизнеса и недополученным доходам государства [25-27]. В современной литературе по стратегическому управлению матричные методы используются при формировании стратегических альтернатив промышленных высокодиверсифицированных компаний. При создании отраслевых стратегий методы матричной оценки стратегических альтернатив не всегда используются и в ряде случаев могут быть не применимы. Матричные методы направлены на использование критериев, связанных с ростом доли рынка, устойчивостью конкурентных преимуществ, конкретными рынками и продуктами. Такие критерии при формировании стратегических альтернатив в разрезе крупных промышленных систем в рамках макрорегиона можно использовать в случае формирования согласованных стратегий с учетом понимания стратегических планов нефтегазовых компаний. В рамках разработки стратегических альтернатив развития компании часто применяют модель И. Ансоффа [15]. Данная модель использует два критерия — рынок-товар, на основании которых формируются четыре стратегии, такие как: рыночное проникновение, развитие рынка, разработка новых продуктов, диверсификация. Каждую из альтернатив можно оценить по вероятности успеха ее реализации и величине риска [27]. Модификацией матрицы И. Ансоффа выступает модель, предложенная Г. Стейнером [21], которая добавляет в рамках критерия «продукт» новые, но связанные с существующими и абсолютно новые продукты. Используя модель Г. Стайнера, предлагается сформировать варианты отраслевых стратегий применительно к нефтегазовым компаниям (на примере газового сегмента) или комплексам (рис. 3).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz