Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 123-135. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 123-135. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА В АРКТИКЕ правительства, стратегии социально-экономического развития, цели, что обозначает существенную проблему выделения стратегических задач развития нефтегазового комплекса в пределах Арктической зоны. Зачастую стратегии развития крупных регионов, часть которых находится в Арктике, не выделяют проблемы нефтегазового комплекса. Таким образом, может возникать противоречие, так как на уровне федеральных стратегий представлены перспективы реализации проектов развития промышленных нефтегазовых зон, вопросы их освоения и геологического изучения, а на уровне региональных стратегий данные направления никак не обозначаются. Очень часто в региональных стратегиях не уточняются ресурсы, необходимые для реализации нефтегазовых проектов, в должной мере не прописываются механизмы взаимодействия с компаниями и не осуществляется координация корпоративных стратегий и стратегий более высокого уровня. Общим управленческим подходом к таким макрорегионам и сложным промышленным комплексам в части стратегирования может быть создание институциональных условий, а также поддержка инициатив нефтегазовых компаний, ассоциаций, общественных организаций в рамках определенной стратегически значимой территории или конкретных центров экономического роста. В рамках отраслевых стратегий на уровне макрорегиона можно выделять ключевой промышленный вид деятельности, обеспечивая координацию развития смежных и обслуживающих отраслей. Тип стратегий в зависимости от уровня формирования (отраслевой, региональный, корпоративный) и требования к ним представлены в таблице. Характеристика разноуровневых стратегий Критерии Иерархии стратегий и требования (уровень учета критерия) Отраслевые Региональные Компаний Тип Промышленно-инновационный; в меньшей степени социально экономический Социально ориентированный Промышленно-инновационный Разноуровневая согласованность Высокая — необходимы согласования на всех уровнях Высокая — необходимо согласование с федеральными стратегиями Средняя — возрастает учет требований местных социальных групп Учет рисков Средний уровень Средний уровень —малое использование и оценка рискообразующих факторов Высокий уровень ориентации на факторы риска Гибкость Средняя Средняя —долгое утверждение, значительный период пересмотра стратегии Достаточно высокая. Выражается в перманентной корректировке инвестиционных программ и проектов Взаимодействие Высокий уровень (однако следует констатировать незначительное вовлечение в стратегирование общественных групп) Высокий уровень — как правило, в процессе разработки стратегии участвуют большое количество стейкхолдеров Средний уровень Бюджетная эффективность Высокий уровень — развитие отраслей промышленности должно сопровождаться высокими бюджетными поступлениями Высокий уровень — обеспечение высокого уровня доходов регионального бюджета Средний уровень — косвенная ориентация, коммерческие доходы приводят к росту бюджетных поступлений Общественная эффективность Средний уровень Высокий уровень — региональные стратегии по своей сути социально ориентированные Средний или низкий уровень (однако следует отметить, что в нефтегазовых компаниях растет уровень корпоративной социальной ответственности) Коммерческая эффективность Средний уровень — понимание необходимости обеспечить финансовую эффективность бизнесу Средний уровень —создание институциональных условий для бизнеса Высокий уровень Примечание. Источник: составлено автором. © Казанин А. Г., 2024 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz