Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 123-135. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 123-135. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА В АРКТИКЕ Стратегическим резервом российского нефтегазового комплекса называют арктический континентальный шельф. Шельфовые месторождения, обладающие значительными запасами и потенциальными ресурсами углеводородов, находятся в акваториях Печорского моря, а также Баренцева и Карского морей. Крупнейшее месторождение Баренцева моря — Штокмановское газоконденсатное месторождение — с запасами 3939,4 млрд м3. В Карском море расположены уникальные газоконденсатные месторождения Русановское и Ленинградское с разведанными и потенциально оцененными запасами соответственно 779 и 1051 млрд куб. м2. В процессе стратегирования развития потенциала нефтегазового комплекса Арктики России необходимо принимать во внимание стратегические задачи, определенные в существующих федеральных документах по долгосрочному развитию Арктической зоны РФ, таких, например, как: «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»3; Стратегия социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации на период до 2035 года4. Важно учитывать специфику ведения хозяйственной деятельности в арктических условиях, а также особенности реализации инвестиционных проектов по разработке углеводородных месторождений, особенно морских объектов, где требуются неординарные организационно-управленческие стратегические решения, инновационные технологии и бережное отношение к экосистемам [2; 3]. Масштабные проекты по освоению нефтегазовых ресурсов играют ключевую роль в наращивании потенциала отдаленных районов, способствуя не только выполнению стратегических задач развития нефтегазовой отрасли, но и стимулируя решение социально-экономических проблем арктических территорий. Интенсивное вовлечение в освоение углеводородных месторождений способствует быстрому формированию промышленно-транспортной и социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, активизирует реализацию новых гражданских инициатив и точек социально-экономического роста [4-7]. Высокие инвестиционные затраты на реализацию инфраструктурных проектов ограничивают освоение нефтегазовых месторождений, подчеркивая необходимость исследования и внедрения организационно-экономических механизмов взаимодействия бизнеса и государства, способов привлечения частных инвесторов, в том 2 ПАО «Газпром». Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/ (дата обращения: 31.03.2023). 3 Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // ГАРАНТ. URL: garant.ru. © Казанин А. Г., 2024 числе зарубежных. В этом контексте использование различных механизмов партнерства государства и бизнеса выглядит перспективным, особенно для строительства объектов инфраструктуры Арктической зоны [8; 9]. Пример успешного внедрения такой модели — строительство порта Сабетта в рамках проекта «Ямал СПГ». Несмотря на высокие геологические и инвестиционные риски, богатый углеводородный потенциал Арктики продолжает привлекать внимание как российских, так и международных компаний [10; 11]. В настоящее время, прежде всего, это относится к тем странам, которые не подключились к финансовым и технологическим санкциям против России (Китай, Индия, арабские страны и др.). Активное развитие морского добывающего комплекса в Арктике будет возможным благодаря инновациям в области технологий добычи и логистики, судового обеспечения, а также благодаря внедрению обширных трансарктических маршрутов, таких как Северный морской путь, формирующий маршрут между Европой, Россией и странами Азии [12]. ехнологическая реализация арктических проектов осложняется геополитическими изменениями, которые происходят с 2022 г., а также жесткой и одновременно незаконной санкционной политикой ряда стран, изменениями логистики поставок углеводородов на мировые рынки, что необходимо учитывать при выработке стратегий развития нефтегазового комплекса в Арктике. Безусловно, реализация арктических нефтегазовых проектов имеет стратегическую значимость для развития экономики страны в целом и северных территорий в частности. Также важное значение в рамках стратегических преобразований придается обеспечению энергетической безопасности страны и активизации комплекса мероприятий по инновационному развитию различных секторов экономики, напрямую или косвенно связанных с освоением нефтегазовых месторождений [13]. Следует отметить, что стратегическое управление и планирование применительно к развитию арктического нефтегазового комплекса как отраслевой системы имеет концептуальную и методологическую специфику, которая связана с высокими рисками согласования на всех уровнях управления. Чаще всего в научных работах методы и инструменты стратегического управления детально изучаются на уровне компании. Отрасль можно охарактеризовать 4Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // ГАРАНТ. URL: garant.ru. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz