Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 7-26. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 7-26. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ практик и т. п.) и, по всей видимости, препятствует более широкому изучению аспектов реализации преференциального режима АЗРФ. В целом следует отметить исключительно малое количество работ в указанной предметной области, оперирующих актуальными данными с временным горизонтом хотя бы 3 -4 лет. При этом в качестве ответа на существующие ограничения могут быть использованы другие методы: 1) индикативный метод, заключающийся в конструировании специализированных показателей, отражающих отдельные аспекты эффективности, каждый из которых имеет свой экономический смысл, а все они в совокупности позволяют более полно и целостно охарактеризовать результативность реализации мер, направленных на развитие экономик регионов АЗРФ; 2) сравнительный подход к анализу и интерпретации результатов, позволяющий делать выводы об относительной эффективности реализации преференциального режима с возможностью выделения аспектов, которые усиливают и ослабляют позиции конкретного региона относительно других; 3) непараметрические методы анализа, которые в условиях ограниченности как охвата (из-за малого количества регионов, подпадающих под действие преференциального режима), так и глубины (из-за непродолжительного срока реализации мер поддержки) данных позволяют сделать выводы о мере и характере связей, существующих между анализируемыми явлениями. Исследовательские возможности, открываемые данными методами, в совокупности с указанной выше ограниченностью научных исследований преференциального режима, построенных на актуальных данных, позволяют определить цель настоящего исследования — разработка методики оценки эффективности реализации преференциального режима Российской Арктики на основе системы индикаторов, отражающих региональную специфику связанных социально-экономических процессов. Достижение цели исследования предполагает последовательное решение следующих задач: 1) обоснование системы индикаторов, направленной на оценку региональной специфики проявления различных аспектов реализации преференциального режима АЗРФ; 2) расчет значений индикаторов на основе первичных данных и характеристика региональной специфики; 3) формирование рейтингов регионов для ответа на вопрос об относительной эффективности тех или иных аспектов 5 Бюллетень Счетной палаты РФ. Преференциальные режимы. 2022. №2 (291). URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/7d8/hlzxwaeqw81llk92a ca5pqsg36es4cmu.pdf#page=2 (дата обращения: 12.08.2024); Справочный и информационно-аналитический материал к заседанию «круглого реализации преференциального режима АЗРФ в регионах; 4) расчет коэффициентов ранговой корреляции с целью определения комплексности и сонаправленности различных аспектов реализации преференциального режима в регионах АЗРФ. Научная новизна исследования заключается в разработке методики, позволяющей оценить региональную специфику реализации преференциального режима по отдельным составляющим, получить оценки относительной эффективности реализации преференциального режима АЗРФ на региональном уровне и ответить на вопрос о ее комплексности и сонаправленности на уровне макрорегиона с учетом ограниченности статистических данных, существующих в настоящий момент. Практическая значимость полученных результатов связана с возможностью дальнейшего использования разработанной методики в качестве инструмента контроля и аналитического обоснования управленческих решений. Обзор литературы: подходы к анализу эффективности функционирования особых экономических зон Оценка эффективности особых экономических зон (под данный статус подпадает преференциальный режим АЗРФ) в российской практике представляет собой открытый вопрос, который стоит достаточно остро. Причем касается он не только оценки эффективности недавно существующего преференциального режима АЗРФ, но и всех особых экономических зон России. В частности, в аналитических материалах Счетной палаты РФ, посвященных анализу деятельности зон, неоднократно отмечалось отсутствие методики оценки эффективности для ряда их видов, несовершенство подходов к оценке, реализуемых Минэкономразвития России, и недостаточность системы индикаторов, используемых в настоящее время5. Это, с одной стороны, актуализирует разработку научно обоснованных подходов к оценке эффективности преференциального режима АЗРФ, с другой стороны, объясняет описательный характер большинства работ, посвященных анализу функционирования особых экономических зон и преференциальных режимов в России, например [12; 14; 15]. Если обращаться к научному дискурсу в отношении подходов к оценке эффективности, то стоит отметить, что существует методологическая развилка, которая позволяет осуществлять анализ стола» натему «Преференциальные режимы натерритории Российской Федерации: эффективность и перспективы развития» // Совет Федерации. 2023. URL: http://council.gov.ru/media/files/TUAjpJ2SlDdHPB GcS1vbboZxflNr57xK.pdf (дата обращения: 12.08.2024). © ВолковА. Д., Рослякова Н. А., Слепцов Р. С., Никитина А. С., 2024 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz