Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 7-26. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 7-26. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ с Федеральным законом от 13.07.2020 № 193-Ф3 «О государственной поддержке...»1был введен статус «резидента Арктической зоны Российской Федерации», получение которого позволяет пользоваться рядом административных и экономических льгот2. Хозяйственные системы регионов АЗРФ в разной степени и в разных направлениях восприняли эти новации в рамках трансформационных процессов, что определяет пространственную специфику реализации мер преференциального режима. Дополнительные трудности в реализации регулятивных мер связаны с затянувшимся процессом институциональной трансформации и несогласованностью документов стратегического развития [4], а также недостаточной проработкой существующих финансово-экономических механизмов (например, [5]). Существующие особенности реализации мер поддержки в отдельных регионах накладываются на специфические тенденции развития социально-экономических процессов в Арктике, которые демонстрируют значительную пространственную дифференциацию. Особый характер арктических территорий как объекта управления объективно затрудняет реализацию традиционных механизмов специальных экономических зон и требует учета региональной специфики. К ключевым условиям, ее определяющим, относятся очагово дисперсный характер расселения [6], монопрофильный характер локальных экономик [7], ограниченность условий воспроизводства человеческого капитала [8; 9], уязвимость природных экосистем в условиях промышленного освоения и общей антропогенной нагрузки [10]. Это обуславливает существенное отличие значений базовых показателей проектов, реализуемых в рамках преференциальных мер, социально-экономических эффектов, возникающих вследствие реализации проектов резидентов АЗРФ, закономерностей и параметров развития социально экономических процессов, на которые оказывает влияние реализация мер поддержки [11-13]. В настоящее время круг работ, которые бы комплексно описывали региональную и территориальную специфику процессов, протекающих в Арктике в условиях реализации преференциального режима, достаточно узок. В качестве примеров исследований, которые освещают отдельные аспекты его реализации, 1 О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 13.07.2020 №193-ФЗ. URL: https:// base.garant.ru/ 74370528/ (дата обращения: 12.05.2024). 2 Подробноеизложение состава преференциальныхмериособенностей реализации льгот в различных регионах представлено на портале АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики». URL: https://erdc.ru/about-azrf/_(дата обращения: 12.08.2024). 3 В тексте термины «особая экономическая зона», «специальная экономическая зона», «преференциальный режим территории» употребляются каксинонимичные, еслидополнительно неуказано иное. © ВолковА. Д., Рослякова Н. А., Слепцов Р. С., Никитина А. С., 2024 можно назвать работу О. В. Кузнецовой [13], посвященную анализу дифференциации муниципалитетов АЗРФ по динамике социальных выплат и налогооблагаемому доходу в связи с реализацией мер преференциального режима. В работе [12] рассматривается отраслевая специфика реализуемых проектов, однако к настоящему времени она уже утрачивает свою актуальность, так как оперирует предварительными данными 2020-2021 гг. Исследование [11] направлено на выявление системы закономерностей, которые существуют между инвестициями, реализуемыми в отдельных отраслях регионов АЗРФ, и уровнем занятости, что позволило определить специфику отраслевых закономерностей. Однако вне научного осмысления и описания остается еще множество вопросов: о предпочитаемых резидентами АЗРФ в разных регионах формах хозяйствования, склонности резидентов того или иного региона к реализации крупных или мелких проектов, соотношении выручки резидентов и других компаний в регионах локализации и динамических характеристиках этих соотношений. При этом специалисты Мирового банка отмечают, что учет пространственного аспекта при оценке эффективности преференциальных мер является очень важным, так как для особых экономических зон3 характерно существенное перераспределение местных ресурсов в свою пользу, то есть может иметь место ситуация, когда экономическая активность концентрируется в границах самой зоны, оставляя на окружающих территориях «опустыненный» в экономическом плане пояс4. Всё это делает актуальным исследование региональной специфики реализации преференциального режима АЗРФ и составляет базу для формирования представлений об эффективности реализации этих мер. Стоит отметить, что полноценный анализ эффективности реализации преференциального режима АЗРФ затруднен ограниченностью статистических данных и временным лагом, характерным для проявления социально-экономических эффектов, сопутствующих крупным инвестиционным проектам и институциональным преобразованиям. Это ограничивает использование методов, основанных на ретроспективном подходе (регрессионное моделирование, проектный метод, выявление лучших 4 FaroleT., Akinci G. Special EconomicZones: Progress, EmergingChallenges, and Future Directions. USA: The World Bank. 2011. DOI: 10.1596/978-0 8213-8763-4. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/7520114 68203980987/Special-economic-zones-progress-emerging-challenges-and- future-directions (дата обращения: 12.08.2024); Buba J., Wong M. D. Special Economic Zones: An Operational Review of Their Impacts. Washington, DC. 2017. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/ 316931512640011812/Special-economic-zones-an-operational-review-of- their-impacts (дата обращения: 12.08.2024). 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz