Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 88-99. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 88-99. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЭКОЛОГОСБАЛАНСИРОВАННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в разных формах для отопления, освещения, водоснабжения, вентиляции. Применение минеральных добавок (доменного гранулированного шлака, золы-уноса, известняка, пуццоланов и др.) при помоле цемента позволяет сократить долю клинкера, что способствует повышению ресурсоэффективности строительства и дополнительному снижению углеродоемкости продукции [16]. Это происходит потому, что технологический процесс производства клинкера сопровождается выбросом парниковых газов за счет сжигания ископаемого топлива и разложения известняка. С другой стороны, введение ряда минеральных добавок изменяет скорость процессов гидратации и твердения цементного камня, что, в свою очередь, повышает морозостойкость и долговечность материалов на основе цемента и бетона [17]. Цель работы состоит в оценке целесообразности использования шлаковых отходов черной металлургии в качестве добавки в цементную смесь при ведении строительных работ в Арктическом регионе с точки зрения как экономических показателей, так и крайне важных экологических перспектив вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот и тем самым формирования экономики замкнутого цикла для устойчивого развития Севера. Суждения опираются на установленные в результате научного эксперимента закономерности протекания процессов гидратации и твердения цементного камня с добавкой шлака в условиях имитации субарктического морского климата. Материалы и методы Авторы статьи экстраполируют результаты сравнительного исследования динамики показателей долговечности бетонов, а именно прочности и плотности, на экономические и экологические показатели эффективности строительства и эксплуатации зданий и иных инженерных сооружений в контексте устойчивого развития Арктического региона. Используются методы критериального анализа эколого-экономической эффективности производства цемента с применением в качестве добавки шлаковых отходов металлургического производства. В качестве критериев выступают доступность, применимость, долговечность, ресурсная эффективность. Использованы информационно аналитические и научные материалы открытого доступа. В частности, проанализированы материалы отраслевых ИТС НДТ. Результаты и обсуждение Добавки шлаков дают возможность вовлекать в оборот вторичные ресурсы, которые могут заменять более дорогие первичные (природные) без снижения потребительских свойств продукта, что соответствует принципам экономики замкнутого цикла и политики устойчивого развития. В качестве ключевых экономических и экологических характеристик соответствия строительных материалов на основе цемента с добавками шлаковых отходов выбраны следующие: - доступность материала (по сравнению с цементной смесью без добавок); - применимость при строительстве в условиях короткого сезона (обеспечение требуемой скорости твердения цементного камня); - долговечность использования сооружений; - ресурсная эффективность полного жизненного цикла сооружений [18]. Использование бетона в строительстве, как правило, комбинированное. Блочные железобетонные изделия (ЖБИ) производят на специальных заводах и доставляют до места строительства, монолитная технология подразумевает бетонирование и отвердевание цементного камня непосредственно на объекте [19]. Блочные конструкции позволяют удешевить процесс создания стандартных конструкций, но в Арктике комбинаты ЖБИ есть только в крупных городах, а доставка блочных конструкций, в силу лимитированной транспортной и сезонной доступности, а также отсутствия на местах средств для монтажа тяжелых конструкций, не всегда возможна, но устройство фундамента в зоне вечной мерзлоты предполагает укрепление грунта железобетонными сваями и их использование в качестве опоры для зданий. Рассмотрим доступность цементной смеси с добавками доменного шлака для строительства в северных широтах России. На Дальнем Востоке отсутствуют доменные металлургические производства, а мощности цементных производств крайне невелики (4,7 млн т в год) [20], поэтому экономически очевидно, что материал для изготовления бетона в азиатской части Арктики закупается в Китае и в какой-то степени может поступать с юга Сибири по рекам в период навигации. С развитием Северного морского пути доступность материалов, безусловно, увеличится. В европейской части достаточно предприятий для удовлетворения спроса, атранспортная доступность в разы лучше. С экономической точки зрения, согласно анализу прямых затрат и выгод, снижение себестоимости цемента может быть обусловлено тем, что в производство вовлекаются как вновь образующиеся, так и уже имеющиеся в отвалах шлаки металлургических предприятий, находящихся в промышленном симбиозе [21] (рис. 1). Синергетический эффект возникнет от сокращения логистических плечей и нагрузки на окружающую среду за счет рекультивации нарушенных ландшафтов. ©СкобелевД.О., Потапова Е. Н., Михайлиди Д. Х., Рудомазин В. В., 2024 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz