Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 88-99. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 88-99. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЭКОЛОГОСБАЛАНСИРОВАННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ slow degradation of the structure. Comparative laboratory tests were conducted on concrete samples made from cement with 15% (by weight) mineral slag and cement without additives. The dynamic indicators of density and hardness of the cement samples were assessed under simulated natural conditions. The inclusion of mineral additives alters the chemical reactions during the hardening of the concrete in contact with air and water, without prolonging the process, and increases hardness, even with frequent cycles of freezing/thawing and hydration/dehydration, thereby extending the service life of the structures. The obtained data were extrapolated to evaluate the environmental and economic indicators of construction and maintenance; accessibility, suitability, durability, and resource efficiency were identified as the key characteristics. The study concludes that using cement with mineral additives from blast furnace slag in the Arctic is feasible. Keywords: sustainable development, green economy, construction in the Arctic, resource efficiency, cement with additives For citation: Skobelev D. O., Potapova E. N., Mikhailidi D. Kh., Rudomazin V. V. Blast furnace slag as a construction material for Arctic sustainable development. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 88-99. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.007. Введение Арктический регион составляет пятую часть территории Российской Федерации, но проживает здесь лишь пятидесятая часть ее населения, которое, по сути, сосредоточено в нескольких городах европейской части страны. Степень интереса к региону возросла многократно благодаря актуальным государственным (обеспечение безопасности границ, судоходства и торговли) и экономическим (развитие территорий вдоль Северного морского пути) интересам. Технологическое развитие начала XXI в. позволило рентабельно добывать углеводороды на арктическом шельфе, изменение климата открывает короткий торговый путь из Дальнего Востока в Европу, который большую часть года будет свободен ото льда. Особенности экономики Арктики связаны с гораздо более высокой долей транспортных издержек; длинным сроком финансового оборота из-за протяженного «мертвого сезона», когда деятельность невозможна; отсутствием значимого локального потребления как средства развития; существенным влиянием природных условий на хозяйственную деятельность; влиянием геополитических факторов [1]. Подчеркнем, что, к сожалению, многие проекты по освоению Арктики, осуществленные в советскую эпоху, фактически были прекращены, оставив после себя незаселенные и загрязненные территории и объекты, без восстановления функционала которых невозможно обеспечить развитие системы населенных пунктов вдоль Севморпути. Речь идет как о портах, с которых начинается проникновение вглубь материка и экономически оправданное снабжение, так и о небольших поселках в районах расположения месторождений и приисков, а также об инженерных и исследовательских станциях, позволяющих осуществлять комплексное развитие территории. Исследователи описывают, наряду с другими, эффект Джека Лондона, когда старая инфраструктура дает почву для развития новой [2]. Освоение Русского Севера хорошо продвигалось по древним поморским путям, деревням и рудникам. Комплексное развитие является единственным методом, который позволяет построить рентабельную транспортную модель в регионе. Чем больше населения будет охвачено каждым километром дорог, мостов, чем больше по ним перевезут грузов, тем лучше экономические показатели их строительства и эксплуатации. Естественно, что при отсутствии «точек опоры» стоимость тонно- или пассажиро- километра в десятки и сотни раз превышает аналогичные затраты любого региона РФ. Цена доставки тяжелых и габаритных грузов, без которых невозможны многие строительные работы, способна удорожить возведение объекта в 2-3 раза [3]. Специфические технологии строительства и использования дорог, сетей снабжения и коммуникаций в условиях вечной мерзлоты также внесут дополнительный вклад в инвестиционные и эксплуатационные затраты по каждому объекту при комплексном развитии территорий. Вероятно, именно отсутствие комплексного подхода к развитию территорий, вкупе с недостаточной экономической проработанностью, привели к остановке проектов прошлого. С 1990 г. численность населения Арктики сократилась на 25-30 %, причем многие места покинуты полностью [4]. Возвращение людей связано с необходимостью обеспечить настолько комфортабельный уровень жизни, насколько это возможно в суровых условиях. Методы современного строительства позволяют возводить энергоэффективные и одновременно удобные для проживания объекты, без которых вряд ли доступно освоение Арктики, а долговечность материалов оказывает значимое влияние на показатели экономики основных фондов. Бетон является основой строительства и, как следствие, вносит значительный вклад в его себестоимость [5]. Исследователи последовательно расширяют область понятий и явлений, которые могут быть «зелеными», — от химии в 1990-е гг. к строительству, сельскому хозяйству, регионам и экономике. При этом определение «зеленые» все чаще используется как синоним словосочетания «для устойчивого развития» [6]. Авторы работ, посвященных Арктике, подчеркивают, ©СкобелевД.О., Потапова Е. Н., Михайлиди Д. Х., Рудомазин В. В., 2024 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz