Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 7-19. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 7-19. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ empirically test the theory of increasing returns on investments in education. The key premise is that human capital accumulation has constant returns and can therefore grow indefinitely. This made it possible to put forward the hypothesis that the better the population's access to higher education, the bigger the human capital and, accordingly, the higher the growth of gross output per capita. An empirical assessment was conducted to check the test model of the influence of university enrollment rates on economic growth. The results indicated a high coefficient of determination from the regression of the time series of the studied indicators. Also, the model showed the presence of conditional convergence, which means that a decrease in university enrollment rates is compensated for by an increase in the return on human capital due to an increase in the quality of education. Keywords: human capital, endogenous growth, economies of scale, increasing returns, knowledge economy, proactive educational policy Acknowledgments: This study was conducted within the framework of the state-funded research project titled "Strategic Planning for the Development of the Arctic in New Geoeconomic and Political Conditions" at the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences (FMEZ-2023-0009, No. 123012500051-8). For citation: Agarkov S. A. Human capital in the theory and practice of economic growth: A case study of the Murmansk region. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 7-19. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.001. Введение В глобализирующемся мире устойчивость и конкурентоспособность национального развития все больше определяются не номинальными темпами роста ВВП, а динамизмом структурных сдвигов, характеризующих качественные изменения экономики в пользу наукоемких секторов. Сегодня речь идет о кардинальном смещении фокуса внимания прогрессивной части мирового сообщества на ценности гуманизма и даже трасгуманизма [1], под знаком которого развивается современная цивилизация, продвигая использование достижений науки и технологий на пользу человека [2, c. 164] и связывая новые перспективы цивилизационного развития с NBIC-конвергентными технологиями, основанными на междисциплинарном синтезе достижений нано-, био-, информационных и когнитивных наук (Nano-Bio-Info-Cogno), которые составляют ядро нового (шестого) технологического уклада, получившего название Четвертой промышленной революции. В этих условиях стратегической целью перехода к экономике знаний и инноваций в широком понимании государственной политики является построение современной технологически суверенной модели развития с опорой на собственные научные достижения и высокообразованный человеческий капитал. Поэтому возникает закономерный вопрос, требующий содержательного ответа: какие факторы влияют на формирование человеческого капитала и как человеческий капитал влияет на экономический рост? В данном контексте, на наш взгляд, наибольший интерес представляют модели эндогенного экономического роста, которые обладают весьма привлекательной структурой, так как, во-первых, в отличие от экзогенных моделей, объясняют процесс долгосрочного экономического роста на основе внутренних факторов и переменных, таких как технологический прогресс, человеческий капитал, инновации и накопление капитала. Во-вторых, учитывают роль человеческого капитала, то есть знаний, навыков и образования рабочей силы, ©Агарков С. А., 2024 8 в стимулировании экономического роста. В-третьих, отмечают важную роль государства и институциональной среды в стимулировании экономического роста. Модели эндогенного экономического роста предсказывают наличие эффекта масштаба, который состоит в том, что при увеличении количества ресурсов, направляемых в развитие капитала (факторов производства), растут темпы роста валового выпуска. Тем не менее в реальности, как показывает Ч. Джонс [3], модели эндогенного роста не вполне согласуются с эмпирическими данными. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для обоснования приоритетных направлений государственной социально­ экономической политики Мурманской области, стратегически обусловленных целями инновационного развития региональной экономики, что предполагает адресную поддержку развития региональной системы высшего образования как ключевого фактора формирования человеческого капитала. Эмпирическая часть статьи показывает, как можно использовать это модельное наблюдение, сосредоточив внимание на росте качества высшего образования как показателе человеческого капитала. Прогноз, который разделяет тестируемую модель с традиционными моделями эндогенного роста, заключается в том, что рост запасов и качества человеческого капитала должен быть связан с темпами роста производства на душу населения. Если это так, то уровень инвестиций в образование и человеческий капитал должен быть в значительной степени связан с прогнозируемым долгосрочным ростом экономики. Обзор литературы Методология исследования основана на анализе трудов зарубежных и отечественных ученых, посвященных возрастающей отдаче человеческого капитала на экономическое развитие и инновационный рост, в том числе роли уровня и качества образования в формировании и капитализации человеческого капитала. За основу была выбрана модель Узавы — Лукаса, учитывающая в накоплении запаса

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz