Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 71-87. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 71-87. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЭКОЛОГОСБАЛАНСИРОВАННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проведенный анализ научной литературы выявил, что на данный момент не существует подхода к оценке вклада добывающих компаний в устойчивое развитие МСБ Арктики с учетом специфических особенностей функционирования. Данное исследование направлено на устранение этого пробела. Результаты и дискуссия Обеспечение устойчивого развития минерально-сырьевой базы АЗРФ В проведенном ранее исследовании [19] были выделены четыре направления устойчивого развития МСБ АЗРФ и предложен набор показателей, которые могут использоваться для его оценки в рамках каждого направления: поиск и разведка месторождений; разработка месторождений; рациональное недропользование и национальная безопасность. Данные направления можно объединить в единую группу «Недропользование», которая позволит отразить специфику деятельности компаний МСК и станет основой для оценки устойчивого развития МСБ Арктики. Помимо недропользователей, вклад в устойчивое развитие МСБ Арктики вносят также федеральные и региональные власти. Кроме того, ESG-повестка становится всё более актуальной в последнее время в российских компаниях, которые становятся активными участниками ESG-рейтингования. Однако, как было показано выше, современные рейтинги ESG предназначены для широкого круга компаний, не отражают специфику горнодобывающей отрасли и не занимаются вопросами устойчивого развития МСБ страны, что само по себе становится сложной исследовательской задачей. В связи с этим авторами предлагается рассматривать устойчивое развитие МСБ как расширение концепции ESG с обязательным включением направлений развития группы «Недропользование». Обеспечение устойчивого развития МСБ АЗРФ — это сложная, комплексная проблема, которая выходит за рамки системы менеджмента одного предприятия. Она должна решаться на более высоком уровне управления, в связи с чем авторами предложена концептуальная организационная модель взаимодействия всех ключевых участников устойчивого развития МСБ АЗРФ (рис. 2), которая включает два важнейших компонента. С одной стороны, представляется необходимым адаптация ESG-концепции к деятельности горнодобывающих компаний российской Арктики, что на данный момент 11 ЭКГ-рейтинг ответственного бизнеса. Национальный стандарт «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования уже является стратегическим приоритетом большинства крупных компаний. На схеме авторы выделили важнейшие аспекты устойчивого развития компаний МСК в сфере экономики, экологии и корпоративного управления, которые представляются наиболее актуальными при ведении деятельности по добыче полезных ископаемых в регионах АЗРФ. При этом деятельность компаний в области достижения целей устойчивого развития также оценивается с помощью различных ESG- рейтингов, ЭКГ-рейтинга11, Полярного индекса и прочих методик, разработанных российскими и зарубежными исследователями и рейтинговыми агентствами. С другой стороны, деятельность добывающих компаний связана с добычей полезных ископаемых из недр, большинство из которых являются невозобновляемыми ресурсами. Поэтому особое внимание должно быть уделено вопросам недропользования, ключевыми участниками которого являются федеральные и региональные органы управления и добывающие компании (государство, регион и компании). На рис. 2 отражено взаимодействие трех ключевых акторов и их зоны ответственности при осуществлении деятельности в области недропользования (на схеме представлено в виде пересекающихся кругов). При этом каждый из участников вносит либо индивидуальный, либо совместный вклад в устойчивое развитие МСБ АЗРФ. Наращивание инвестиций в НИОКР, повышение рентабельности проектов разработки месторождений, создание и внедрение новых технологий поиска, разведки, добычи и переработки полезных ископаемых, снижение потерь полезных ископаемых при добыче являются непременным условием для обеспечения устойчивого развития МСБ АЗРФ и находятся в зоне индивидуальной ответственности компаний. Аналогично государство и регион обязаны наращивать активность в обозначенных зонах индивидуальной ответственности. Региональные власти должны фокусировать внимание на развитии транспортной инфраструктуры региона, малого и среднего бизнеса в АЗРФ, а также обеспечивать доступность энергоресурсов для обеспечения непрерывной и эффективной работы промышленных предприятий. Индивидуальная зона ответственности и вклад государства в устойчивое развитие МСБ АЗРФ состоит в наращивании объемов финансирования геолого-разведочных работ в Арктике, поддержке научно-исследовательских институтов и компаний при проведении ими НИОКР, а также в контроле состояния и развития арктической МСБ. ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса». URL: https://экг-рейтинг.рф (дата обращения: 05.12.2023). ©Дмитриева Д. М., Чанышева А. Ф., 2024 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz