Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 71-87. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 71-87. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЭКОЛОГОСБАЛАНСИРОВАННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Арктический регион является источником как традиционных энергетических ресурсов (нефти, угля, газа), так и полезных ископаемых, формирующих основу для нового технологического уклада (никеля, кобальта, цинка, платины и палладия, алмазов, редких и редкоземельных металлов)2. Россия занимает третье место по добыче нефти и второе место по добыче газа в мировых рейтингах, при этом на Арктический регион приходится 83 % добываемого в России газа и 17 % добываемой нефти3. Такое количество полезных ископаемых является конкурентным преимуществом страны. В этой связи освоение минеральных ресурсов Арктики остается важнейшим направлением экономического развития как России, так и всех арктических стран. И, несмотря на активное развитие различных видов экономической деятельности в российской Арктике (транспорт, Северный морской путь, судостроение и пр.), добывающая промышленность является ключевым видом, а деятельность регионов в основном имеет сырьевую направленность [11-13]. При этом Арктика становится объектом пристального внимания мирового сообщества в контексте современных трендов. Международное давление, обусловленное, с одной стороны, актуализацией климатической повестки, а с другой — текущими геополитическими условиями, делает необходимым формирование особого подхода к освоению минерально-сырьевых ресурсов Арктики. Стратегическая значимость Арктического региона отмечается во многих национальных документах4. При этом, согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.03.2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», основными угрозами национальной безопасности в Арктике являются в том числе низкие темпы развития различных видов инфраструктур; низкие темпы геологического изучения перспективных минерально сырьевых центров АЗРФ; отсутствие системы поддержки арктических проектов; слабое развитие отечественных технологий. При этом финансирование и поддержка инвестиций, налоговые льготы при инвестировании, реализация мегапроектов, повышение 2 О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2020 году / Государственный доклад; гл. ред. Е. И. Петров, Д. Д. Тетенькин. М., 2021. 572 с. 3 Инвестиционный портал Арктической зоны России. URL: https://arctic-russia.ru (дата обращения: 12.01.2024). 4 Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 (в ред. от 21.02.2023) «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»; Стратегия развития минерально сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. № 2914-р; Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 доли национальной продукции, техники и технологии помогли бы снизить уровень данных угроз [14]. На современном этапе особое внимание уделяется поддержке проектов, вносящих вклад в устойчивое развитие. При этом в зарубежной практике существует целый ряд подходов к финансированию, предъявляющих различные требования к объектам инвестирования с позиции их соответствия социальным, экологическим стандартам, сфере осуществления, целей и задач реализации [15]. Основой инвестиционных решений в рамках ответственного финансирования выступают ESG- параметры, а также нефинансовые результаты деятельности компании (проекта) [16; 17]. Устойчивое финансирование ориентировано на проекты, реализация которых связана с вкладом в достижение общепринятых целей устойчивого развития5. Его основными инструментами являются зеленые облигации, зеленые и социальные кредиты, субсидии, направленные на поддержку проектов, отвечающих высоким экологическим и социальным стандартам. При этом следует отметить, что «зеленая» деятельность и следование ESG-повестке стимулируется, а устойчивое развитие МСБ — нет, хотя значимость данного направления заявлена в национальных целях и приоритетах. Арктические добывающие компании при этом занимают лидирующие позиции в ESG-рейтингах российских компаний, что обусловливается следующими факторами: 1) повышенное общественное внимание ввиду специфики деятельности; 2) взаимодействие с зарубежными потребителями и необходимость соответствия мировым стандартам. В этой связи особо актуальным представляется вопрос формирования такого подхода к освоению МСБ, который, с одной стороны, позволил бы удовлетворить национальные интересы, а с другой стороны, не противоречил бы глобальным тенденциям. Вопросы устойчивого развития Арктического региона неоднократно рассматривались в научной литературе. Отмечено, что реализация целей устойчивого развития, а также ESG-повестки № 484 (в ред. от 30.12.22) «О б утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"»; Указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 (в ред. от 05.03.23) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». 5 Demystifying responsible investing and sustainable investing. AXA Investment Managers. 30June 2021. URL: https://select.axa-im.com/insights/ news/esg/demystifying-responsible-investing-and-sustainable-investing/#:~: text=But%20there%20is%20an%20important,(or%20should%20benefit%2 0from%20it) (дата обращения: 11.10.2023). ©Дмитриева Д. М., Чанышева А. Ф., 2024 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz