Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 58-70. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 58-70. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЭКОЛОГОСБАЛАНСИРОВАННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ at export, are particularly susceptible to these challenges, as highlighted in this study. Therefore, the goal of the study was to identify the key processes associated with the implementation of new coal projects at the present stage. Geographically, the study encompasses the western part of the Russian Arctic, focusing on coal projects potentially interconnected with the development of the Northern Sea Route and its infrastructure. The paper offers an overview of the status of coal deposits in this Arctic region, examining the interplay between regulatory frameworks governing Arctic coal projects, and the consequences and risks of developing the new Syradasai deposit, located in the Arctic part of the Krasnoyarsk region. Keywords: region, Arctic, coal, Northern Sea Route Acknowledgments: This paper is based on the results of the research conducted at the Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Science within the National Research Project No. 123012500051-8, titled "Strategic Planning for Arctic Development under New Geo-Economic and Political Realities". For citation: Ivanova M. V. Developing coal reserves in the Arctic part of the Krasnoyarsk region: Potential and opportunities. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 58-70. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.005. Введение Современная арктическая экономика России столкнулась с мощным санкционным давлением фактически по всем основным составляющим — от технологий и финансирования, изменения структуры рынков сбыта до непосредственно персоналий (собственников компаний, ведущих менеджеров). В то же время, как отмечают специалисты, санкции не изменили планы развития Арктики. Традиционно экономика арктического региона связана с масштабным освоением минерально-сырьевых ресурсов и развитием СМП. Богатая минерально-сырьевая база включает не только горючие полезные ископаемые (природный газ, нефть, уголь), в Арктике также добываются никель (98 % российской добычи), платиноиды, хромовые руды и медь, апатитовые руды, редкоземельные металлы. Более 10 крупнейших компаний России участвуют в реализации арктических проектов [1]. Эффективность арктических проектов позволяет одновременно стимулировать развитие и инфраструктуры, и транспортных коммуникаций, поскольку специфика добывающих отраслей заключается в жесткой привязке добычи к районам залегания полезных ископаемых, а также в периферийности и удаленности от других экономик, проблемах транспортной доступности. По оценкам экспертов [2], развитая сеть транспортных коммуникаций положительно влияет на финансовые результаты деятельности компаний, оказывая влияние на издержки в высоких широтах, связанные с добычей и перемещением продукции к потенциальным потребителям. В данном контексте необходимо подчеркнуть совокупное влияние всех «арктических хозяйств» на достижение заданных арктических ориентиров, что нашло свое отражение: - в Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года1, где был установлен целевой показатель грузопотока по СМП (80 млн т2), в достижении которого должны участвовать фактически все арктические природоэксплуатирующие компании. В 2023 г. объем грузопотока по СМП составил более 36,254 млн т, что на 5,6 % выше показателя 2022 г.3 Более половины грузопотока обеспечили компании ПАО «Новатек» (газ), «Лукойл» (нефть) и «КГМК "Норникель"»4; - в Плане развития Северного морского пути на период до 2035 года5, который включает более 150 мероприятий на пять разделов: грузовая база, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность судоходства по СМП, а также управление и развитие судоходства; - в других законодательных и нормативных документах. Угольная промышленность в Арктике занимает особое место в истории экономического освоения. Фактически каменноугольные шахты Шпицбергена в начале ХХ в. способствовали решению вопросов закрепления арктических территорий за Российским государством, развитию мореходства в арктических морях и распространению русского каменного угля в Северо-Западном районе. В последнее десятилетние заданные ориентиры развития арктического региона активизировали освоение новых арктических угольных месторождений: в республиках Саха (Якутия) и Тыва, Забайкальском крае, Республике Хакасия, Хабаровском крае, 1Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. URL: https://base.garant.ru/ 71937200/. 2 Прогноз грузооборота по СМП в 2024 г. был скорректирован и, по словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, должен составить 72 млн т. Источник: https://spb.vedomosti.ru/ economics/articles/2023/12/07/1009940-prognoz-gruzooborota-po-sevmor puti-na-2024-g-sokratili-do-72-mln-t. © Иванова М. В., 2024 3 Грузопоток по СМП в 2023 г. достиг 36,2 млн т. URL: https://spb.vedomosti.ru/economics/news/2024/01/11/1014617-gruzopo tok-po-sevmorputi-v-2023-g-dostig-362-mln-t. 4Там же. 5Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 г. № 2115-р. URL: http://government.ru/news/46171. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz