Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 46-57. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 46-57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ исследования [16; 19; 31] подтверждают гипотезу о влиянии цифровой среды на развитие цифровых компетенций персонала и ведущей роли градообразующих предприятий для развития цифровизации моногородов. Проведенные изыскания могут быть масштабированы по отрасли и региону. Представляет интерес дальнейшее углубленное сравнение уровня цифровых компетенций персонала градообразующего предприятия и населения моногорода в целом. В ходе проводимых авторским коллективом дальнейших исследований планируется подтверждение ведущей роли градообразующего предприятия при формировании цифровых компетенций жителей монопрофильного поселения. Для развития цифровых компетенций персонала градообразующих предприятий представляются эффективными различные формы активного краткосрочного обучения как в рамках корпоративных университетов и учебных центров, так и в рамках совместных программ с высшими учебными заведениями региона и страны. Список источников 1. Нахушева З. А., Ашинова И. В., Аликаева М. В. Построение функции влияние цифрового удара на социально­ экономическую экосистему региона // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 6 (104). С. 214-221. 2. Гир Ч. Цифровая контркультура // Гуманитарная информатика. 2004. № 1. С. 50-71. 3. Harper, Vernon. "The digital divide (DD): A reconceptualization for educators". AACE Journal 11.1 (2003): 96-103.0, 12. 4. Scheerder A., van Deursen A., Dijk J. Determinants of Internet skills, uses and outcomes. A systematic review of the second- and third-level digital divide. Telematics and Informatics Volume 34, Issue 8, December 2017, Pages 1607-1624. https://doi.org/10.1016Zj.tele.2017.07.007. 5. Gonzalez, M. C., & Martin, S. C. (2018). Social educators: A study of digital competence from a gender differences perspective. Croatian Journal of Education, Vol 20, № 1. Р. 11-42. 6. Vazquez-Cano, E., Meneses, E. L., & Garda-Garzon, E. (2017). Differences in basic digital competences between male and female university students of Social Sciences in Spain. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2017, 14 (2). 7. Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital Citizenship: The Internet, Society, and Participation. MIT Press, Cambridge, 2007. 8. Harper V. 2003. The digital divide (DD): A reconceptualization for educators. AACE Journal. В 11 (1). p. 96. 9. Scheerder A. et al. 2017. Determinants of Internet skills, uses and outcomes. A systematic review of the second- and third-level digital divide. Telematics and Informatics. B 34 (8). p. 1607. 10. Fernandez-Pascual R. 2018. Communication of information in the digital age among social sciences students: Uncovering a synthetic indicator of performance. Journal of Information Management. B 70 (4). p. 326. 11. Graham S. et al. 2015. Towards a study of information geographies: (im)mutable augmentations and a mapping of the geographies of information. Geo: Geography and Environment. B 2 (1). p. 88. 12. Haffner J. Critical infrastructures, critical geographies: Towards a spatial theory of the digital divide. Chapter in the book: Theorizing Digital Divides. p. 103. 13. Волкова Н. Н., Романюк Э. И. Развитие цифровой среды российских регионов // Проблемы развития территории. 2019. № 5 (103). С. 38-52. 14. Оборин М. С. Цифровая среда как фактор повышения экономической безопасности региона // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7, №. 2. С. 83-91. 15. Cruz-Jesus F. et al. 2016. The education-related digital divide: An analysis for the EU-28. Computers in Human Behavior. B 56. p. 72. 16. Kozlov A., Kankovskaya A., Teslya A. Digital infrastructure as the factor of economic and industrial development: case of Arctic regions of Russian North-West // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing, 2020. Т. 539, № 1. С. 012061. 17. Саввинов Ю. А., Корнилова А. Г. Развитие цифровых компетенций у обучающихся в арктических школах // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях. 2023. С. 180-185. 18. Нечаева Л. А. Возможности электронного обучения в формировании межкультурной компетенции: опыт работы арктического университета (Норвегия, Тромсё) // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 2 (6). С. 123-133. 19. Градусова В. Н., Липатова Л. Н., Строкан Е. В. Влияние пандемии COVID-19 на цифровизацию экономики арктических регионов России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 4. С. 142-156. doi:10.37614/2220-802X.4.2023.82.010. ©Дядик В. В., ИгумновА. В., Каньковская А. Р., Тесля А. Б., 2024 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz