Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 46-57. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 46-57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ Процесс цифровизации на предприятии обычно начинается с документооборота и вызывает при этом неоднозначные оценки персонала. В связи с этим работникам были предложена группа вопросов: Какой объем документов вы получаете в электронном виде? Хотели бы получать в электронном виде? Какой объем документов отправляете в электронном виде? Хотели бы отправлять? Какой процент документов вы читаете в электронном виде? Желали бы читать? Проведенный опрос показал, что треть работников (35,2 %) получает в электронном виде 80-100 % документов. При этом 87 % респондентов в этой группе удовлетворены таким уровнем электронного документооборота, желает получать, обрабатывать и отправлять электронные документы. Отметим, что эта группа включает работников разного пола, возраста и стажа, функциональных и линейных специалистов. Признавая эффективность электронного документооборота, они предпочитают живое деловое общение наряду с электронным (40-60 % делового общения онлайн). Преимущественно эти респонденты оценивают свои цифровые компетенции как высокие, однако треть из них считает свои компетенции низкими и не желает их повышать. Еще одна треть опрошенных — это лица, оценивающие долю электронного документооборота в 60-80 %. Их характеристики и предпочтения в целом аналогичны предыдущей группе. В целом все опрошенные в большей степени предпочитают электронный документооборот деловому общению онлайн. Признавая эффективность онлайн-коммуникации для решения срочной или, напротив, рутинной задачи, менеджеры и специалисты отмечают необходимость живого общения для решения нестандартных и творческих задач, поддержания благоприятного климата в коллективе и формирования новых социальных связей. Ярыми противниками цифровизации являются 5 % опрошенных— не желают работать с электронным документооборотом, предпочитают живое деловое общение. Свой уровень цифровых компетенций оценивают как средний и не возражают против их повышения. Эту группу составляют производственные специалисты и менеджеры среднего уровня со стажем работы до 10 лет. Введение электронного документооборота не всегда сопровождается сокращением времени на обработку документов (рис. 2). Так, по итогам проведенного опроса 65,9 % опрошенных отмечают, что причиной роста затрат времени является дублирование электронных и бумажных документов; 39,8 % — технически недостаточно совершенная система документооборота; 26,1 % — отсутствие навыков работы с электронным документооборотом. Рис. 2. Оценка респондентами динамики времени на обработку документов (составлено авторами по итогам исследования) Респонденты высоко оценивают уровень цифровых компетенций работников предприятия. Более того, 18,2 % опрошенных полагают, что уровень цифровых компетенций работников предприятия существенно выше среднего уровня по городу; 45,5 % — несколько выше; 33 % считают их соответствующими и только 3,4 % — ниже среднего. Потребность в цифровых компетенциях подчиненных, коллег и руководства представлена на рис. 3. Под базовыми цифровыми компетенциями в рамках работы мы понимали наличие знаний и навыков использования информационно коммуникационных технологий для решения задач в профессиональной трудовой деятельности, но не требующих профессиональных знаний, а также в социальной сфере. Специальные компетенции предполагают возможность использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач в трудовой деятельности, требующей профессиональных знаний. Отметим, что наименьший уровень требуемых специальных компетенций у подчиненных и коллег по отделу отмечают специалисты и работники таких функциональных отделов, как маркетинг, управление персоналом, общественная деятельность. ©Дядик В. В., ИгумновА. В., Каньковская А. Р., Тесля А. Б., 2024 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz