Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 46-57. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 46-57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ технологий в профессиональной и бытовой (приватной) деятельности. Помимо цифровой культуры личности, можно рассматривать цифровую культуру отдельных сообществ. Уровень развития цифровой культуры сообщества будет определяться тем, в какой степени его представители обладают навыками использования информационно-коммуникационных технологий в цифровой среде для достижения поставленных целей, приватных и коллективных, личных и профессиональных. С учетом географического деления мы можем говорить об уровне развития цифровой культуры отдельных городов, регионов, стран. Отметим, что вопросы влияния цифровой культуры на социально-экономические аспекты развития территорий исследованы недостаточно и требуют дальнейшего углубленного изучения. В современных условиях интенсивность и темпы промышленного развития территорий во многом зависят от возможностей использования инновационных цифровых технологий предприятиями, особенно крупными корпорациями, действующими в этом регионе. Отдельным интересным вопросом становится проблема создания цифровой культуры промышленных корпораций, которая пока находится на стадии формирования. Термин «корпорация» происходит от латинского corporation — группа лиц, объединенная общностью профессиональных или сословных интересов. Цифровая культура корпорации будет определяться, с одной стороны, уровнем использования информационно-коммуникационных технологий при организации хозяйственной деятельности бизнеса, с другой стороны, возможностями и готовностью работников использовать цифровые технологии, с третьей — уровнем сформированности цифровой среды региона, страны, в которой действует корпорация. При этом цифровая культура корпорации становится еще и элементом общей корпоративной культуры, воздействуя на нее и испытывая на себе ее влияние. По этой причине авторы считают важным рассматривать вопросы формирования цифровых компетенций работника и цифровой культуры корпорации с учетом влияния региональных факторов, что чрезвычайно важно для разработки стратегии развития как отдельных корпораций, так и территорий. Особый интерес для авторов представляют монопрофильные поселения (моногорода), имеющие свою специфику трудовых ресурсов и социально экономического развития, во многом определяемую уровнем социально-экономического развития градообразующего предприятия — промышленной корпорации. Вышеизложенное определило гипотезу, цель и задачи исследования. Гипотеза исследования: возможности реализации стратегии цифровизации корпорации определяются с учетом региональных и институциональных особенностей формирования цифровых компетенций сотрудников. Цель исследования — оценить готовность руководителей, менеджеров и специалистов градообразующего предприятия монопрофильного поселения Арктической зоны РФ к внедрению цифровых процессов и, далее, цифровых бизнес-моделей. Задачи исследования: 1) подтвердить наличие региональной специфики при формировании цифровой среды, способствующей развитию и формированию цифровых компетенций населения; 2) определить особенности формирования цифровых компетенций населения монопрофильных поселений Арктической зоны РФ; 3) разработать анкету для проведения интервью, направленную на выявление предпочтений сотрудников градообразующего предприятия в отношении существующего и предпочтительного уровней цифровизации бизнеса; 4) на основании проведенного опроса систематизировать предпочтения руководителей, менеджеров и специалистов градообразующего предприятия; 5) сформировать рекомендации градообразующему промышленному предприятию по формированию цифровых компетенций сотрудников и цифровой культуры работников предприятия; 6) обозначить направления дальнейших исследований по изучению региональных и отраслевых особенностей формирования цифровой культуры предприятия. Обзор литературы Использование цифровых технологий предприятиями и компаниями региона предполагает, что человеческий капитал территории достаточно развитдля использования современных информационно-коммуникационных технологий, а цифровые знания доступны населению. Именно сформированные цифровые компетенции позволяют современному человеку, использующему возможности цифровой экономики, полноценно участвовать в жизни общества, способствуют социальной интеграции и в конечном итоге росту качества человеческого капитала как страны, так и территорий или отдельных хозяйствующих субъектов. Анализ литературы показал, что значительная часть исследований по проблемам цифровизации посвящена влиянию человеческого фактора на будущее развитие отдельных компаний, их социальную активность, возможности достижения устойчивого роста или создания конкурентных преимуществ. При этом уровень использования возможностей, предоставляемых современными цифровыми технологиями, значительно дифференцирован у разных групп населения и определяется во многом начальными цифровыми навыками при обучении [3; 4]. ©Дядик В. В., ИгумновА. В., Каньковская А. Р., Тесля А. Б., 2024 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz