Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 46-57. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 46-57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ Abstract. This article examines the challenges in shaping and developing digital competencies among the population during the transition to a digital economy, using the dominant employer in an Arctic monotown as a case study. The impact of digital technologies on the socio-economic aspects of territorial development has not been thoroughly studied, and the development of digital competencies in the population of monotowns remains underexplored and requires further research. The authors highlight the importance of addressing the development of digital competencies among employees and the digital culture of dominant employers, considering regional factors crucial for formulating development strategies for both individual companies and territories (monotowns). The goal of this study is to assess the readiness of executives, managers, and specialists at the dominant company in an Arctic monotown to implement digital processes. The key objectives are to identify and classify the preferences of these executives, managers, and specialists regarding the current level of business digitalization. Our review of studies on the topic confirmed the variation in the development of regional digital infrastructure, influenced by regional development characteristics, the specific labor resources in monotowns, and the impact of dominant employers on digital competency development. To conduct the study, a questionnaire was developed to identify the preferences of senior and middle managers at the company. Electronic document management was chosen as the focus area, as digitalization often begins with this process, leading to varied assessments by employees, including instances of opportunism. Our analysis of the responses revealed a moderate relationship between work experience and preference for electronic document management, as well as a correlation between work experience and the willingness to improve specialized competencies. There was a high overall recognition of the need for continuous development and training. The results identified key areas for digital competency development among the company's staff. Keywords: monotown, dominant employer, strategy, Arctic, digital competencies, digital environment, barriers, communications For citation: Dyadik V. V., Igumnov A. V., Kankovskaya A. R., Teslya A. B. The dominant employer's strategy as a factor in developing digital competencies among the population of an Arctic monotown. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 46-57. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.004. Введение Цифровизация является одним из базовых трендов развития общества, ее влияние на все стороны социальной и экономической жизни неуклонно возрастает на протяжении последних двух десятилетий. Ускоренному росту использования цифровых технологий, продуктов, процессов и компетенций в обществе и бизнесе мы обязаны пандемии COVID-19. Объемы использования цифровых технологий настолько сильно увеличились в период 2020-2023 гг., что правомерно говорить о «цифровом ударе» по экономике регионов. Под цифровым ударом [1] понимают объективную необходимость резкого повышения скорости цифровизации объектов, обусловленную в первую очередь внешними факторами, дающими резкий толчок всем процессам и аспектам использования цифровых технологий. Поэтому актуальны исследования готовности общества, правительства, инфраструктуры, работников и работодателей к участию в цифровых процессах. Скорость появления новых цифровых решений и технологий опережает процессы их внедрения, следовательно, фокус научных исследований закономерно смещается от решения технических проблем и изучения основных возможностей новых инструментов к комплексному изучению социальных и экономических последствий внедрения цифровых технологий, формированию цифровых компетенций. Анализ взаимодействия работодателей и работников приобретает особое значение, поскольку в этом процессе проявляются как профессиональные, так и личностные факторы и компетенции. Важной задачей становится разработка стратегии цифровой культуры и формирования цифровых компетенций населения в условиях перехода к цифровой экономике. Существуют следующие цифровые компетенции1: цифровая грамотность, алгоритмическое решение и программирование, анализ данных и методы искусственного интеллекта. Выделяют три уровня освоения цифровых компетенций: начальный, базовый и продвинутый. Понятие цифровой культуры было предложено Ч. Гиром [2] и первоначально получило развитие преимущественно в социологии и культурологи. Это объясняет, почему экономические процессы и последствия цифровизации, в том числе влияние на трудовые отношения, изучены в меньшей степени по сравнению с социальными явлениями. В современных условиях анализ цифровой культуры личности как сотрудника организации становится актуальной и интересной задачей. Цифровая культура может быть рассмотрена как совокупность компетенций, характеризующих способность человека или группы лиц использовать информационно-коммуникационные технологии в цифровой среде для решения задач в сфере социального взаимодействия и профессиональной деятельности. С другой стороны, цифровая культура личности представляет собой систему не только знаний, умений и навыков, но и идей, предпочтений, личных ценностей при использовании цифровых 1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2020. 16 с. ©Дядик В. В., ИгумновА. В., Каньковская А. Р., Тесля А. Б., 2024 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz