Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 35-45. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 35-45. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ технической базы, что затрудняет оказание качественной медицинской помощи. Кроме этого, в деревнях отсутствуют учреждения социального обслуживания населения. Ограниченное количество предприятий торговли, а также высокие цены на товары первой необходимости вынуждают сельских жителей вести дуальный образ жизни, совершая регулярные маятниковые поездки в областной и районный центры. Результаты исследования показывают, что экономическая ситуация в рассматриваемых сельских поселениях продолжает ухудшаться. На этом фоне возникают проблемы реализации муниципальной социальной политики. Согласно программным документам, развитие сельского хозяйства, а также смежных отраслей — лесного хозяйства и рыболовства — является основным фактором улучшения социальной жизни населения Приморского МО. Обследованные сельские поселения располагают богатыми сельско­ хозяйственными угодьями и природными ресурсами. Несмотря на это, новые предприятия в этих отраслях не создаются, что негативно отражается на модернизации социальной сферы и достижении показателей социальной политики. В условиях кризиса аграрного сектора наиболее реальным и перспективным является развитие человеческого, социального и культурного потенциала сельских поселений и его перевод из экономики выживания в экономику развития. Другая проблема, на наш взгляд, связана с тем, что декларируемая социальная политика Приморского округа задает общую парадигму социального развития района и не учитывает неравномерность демографического, экономического, социально­ культурного развития сельских населенных пунктов. В результате возникает противоречие между теми задачами, которые ставятся в социальной политике муниципального округа, и теми процессами, которые наблюдаются в социальной жизни рассматриваемых сельских поселений. Для решения этого противоречия, на наш взгляд, необходим тщательный анализ информации о социально-экономической ситуации в сельских поселениях. Такая информация позволит достоверно оценивать социальные процессы, происходящие на селе, и включать в муниципальные программы мероприятия, направленные на оказание целенаправленной, адресной социальной поддержки местного населения. Указанные проблемы заставляют задуматься о необходимости новых моделей социальной политики, в которых человек будет рассматриваться не как объект, а как равноправный актор — участник социальных преобразований. При таком подходе приоритетом должно стать развитие человека и его включение в социальную политику в качестве партнера государства. Именно активное участие гражданского общества, например общественных объединений, с его механизмами самоорганизации и самоуправления должно стать критерием эффективности социальной политики. Результаты нашего исследования показывают, что предпосылки для этого есть. С 2010 г. в рассматриваемых сельских поселениях стало активно развиваться местное самоуправление, которое осуществляется при участии местного населения и реализуется через ТОСы. Сегодня в Приморском МО зарегистрирован 71 орган ТОСа, а в рассматриваемых муниципальных образованиях — 18. ТОСы ведут активную проектную деятельность, получают гранты на развитие объектов культуры, восстановление мостовых переходов, обустройство детских площадок, строительство спортивных сооружений, решение текущих проблем деревень. Активными участниками преобразований в жизни сельских поселений являются социально ориентированные некоммерческие организации, которые развивают инициативы по поддержке ветеранов, молодежи, реализуют просветительские, культурные, спортивные мероприятия. Муниципальные органы власти оказывают ТОСам и некоммерческим организациям безвозмездную имущественную и информационную поддержку, предоставляя для проведения мероприятий административные здания и размещая на официальном сайте муниципалитетов информацию об их деятельности. Благодаря административной поддержке местные жители развивают музейное дело, организуют выставки, посвященные истории и культуре Русского Севера, а также реализуют культурно-досуговую деятельность. Все это способствует развитию туризма, который рассматривается в качестве одного из приоритетных видов экономического развития территории. Важным направлением является диверсификация сельской экономики путем развития несельскохозяйственных видов деятельности, например туризма, при активном участии общественных организаций. Одной из перспективных мер адресной социальной поддержки является заключение социального контракта между органами, уполномоченными на предоставление государственной социальной помощи, и сельским населением. Социальный контракт позволяет разработать программу по индивидуальной социальной адаптации населения путем активизации имущественного или трудового потенциала и последующего перехода на самообеспечение. Важная роль в реализации социальной поддержки населения за счет социального контракта принадлежит муниципальным органам власти, которые могут выявлять потенциальных участников такой © Ненашева М. В., 2024 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz