Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 35-45. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 35-45. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ от дизельных электростанций, топливо для которых завозится во время навигации водным транспортом. В обследованных населенных пунктах имеется 10 учреждений дошкольного и школьного образования. Количество детей ежегодно сокращается, что обусловлено отрицательным приростом населения. Охват населенных пунктов учреждениями культуры выше по сравнению с охватом учреждениями образования . Фельдшерско-акушерские пункты есть только в крупных деревнях, поэтому жители малых населенных пунктов получают медицинские услуги либо в соседних деревнях, либо в районном и областном центрах. Особенностью рассматриваемых населенных пунктов является их географическая удаленность от областного и районного центров и ограниченная транспортная доступность. Из-за отсутствия автомобильного и железнодорожного сообщения водные пути остаются основным способом организации транспортной подвижности жителей островных и прибрежных территорий. Во время навигации перевозки жителей осуществляются регулярным речным и морским транспортом, в зимний период для жителей МО «Островное» обустраиваются ледовые переправы, а для населения МО «Пертоминское» и МО «Талажское» — зимники. Из-за низкой численности постоянно проживающего населения речные и морские перевозки не рентабельны и сегодня поддерживаются исключительно за счет местного бюджета. В советские годы продовольственную безопасность Крайнего Севера обеспечивало государство с помощью северного завоза. Сегодня эту функцию выполняют частные предприниматели и потребительские общества. В последние годы положительная динамика развития потребительского рынка наблюдается только в МО «Островное» и только в летний период в связи с увеличением количества дачников и туристов. На Беломорском побережье инфраструктура потребительского рынка развита слабо, отсутствуют условия для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги. Предприятия общественного питания в рассматриваемых деревнях отсутствуют. Удаленность анализируемых территорий и их ограниченная транспортная доступность усугубляются отсутствием современной информационно­ телекоммуникационной инфраструктуры. Ввиду высокой стоимости оборудования, тарифов связи, спутниковые приемники распространены в основном в школах и местных администрациях. Сотовая связь есть не везде из-за неразвитости кабельной инфраструктуры провайдеров, поэтому для обеспечения мобильной связи и доступа в интернет на сельских территориях применяются 3G-модемы. В стратегиях развития Приморского МО основной упор делается на развитии сельского хозяйства, которое является основным фактором для улучшения социальной жизни. Однако даже при наличии нормативно-правовой риторики социальной политики приходится констатировать отсутствие условий реализации заявленных стратегических планов по экономическому развитию деревень и сел. Так, например, для возрождения рыболовства как отрасли экономики, традиционной для прибрежных деревень, и создания новых рабочих мест требуется улучшить финансовую ситуацию оставшихся немногочисленных рыболовецких колхозов, обеспечить их флотом, создать сопутствующую прибрежную инфраструктуру, восстановить либо разработать новые логистические схемы перевозки рыбной продукции, наладить рынки сбыта и многое другое. То же самое относится к фермерскому хозяйству. На сегодняшний день в рассматриваемых муниципальных образованиях работают два фермера — в деревнях Андрианово и Ластола, которые развивают семейные хозяйства. В остальных деревнях фермерские хозяйства отсутствуют, что связано с высокой конкуренцией и отсутствием рынков сбыта сельхозпродукции, а также географической удаленностью территорий, которая усугубляется ограниченной транспортной доступностью деревень. Сегодня сельскохозяйственная отрасль представлена немногочисленными личными подсобными хозяйствами и садово-дачными некоммерческими товариществами. В области социальной инфраструктуры муниципальные программы развития жилищно­ коммунального хозяйства предполагают улучшение инфраструктуры жизнеобеспечения, обеспечение граждан жильем и создание комфортных условий для проживания населения. Однако именно по этим программам отмечается наименьшее достижение целевых показателей — не более 50 %. Уровень обеспеченности населенных пунктов инженерными коммуникациями крайне низок, а среднегодовые объемы нового жилищного строительства невысоки. Наблюдается рост количества аварийных ситуаций в связи с высоким износом коммунальной инфраструктуры. Неразвитость объектов социальной инфраструктуры затрудняет получение жителями полноценных образовательных, медицинских и бытовых услуг. Сегодня наполняемость детских дошкольных и общеобразовательных учреждений составляет 40-45 %. В рассматриваемых муниципалитетах отсутствуют средние специальные, профессионально-технические учебные заведения. Из-за отрицательного демографического прироста строительство новых образовательных учреждений не предусмотрено. В фельдшерско-акушерских пунктах наблюдается низкий уровень материально­ © Ненашева М. В., 2024 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz