Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 35-45. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 35-45. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ а также сопутствующей транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры. В планах социального развития — задачи оживления потребительского рынка, модернизации жилищного хозяйства, развития транспортной доступности территории, повышения уровня образования и культуры. Очевидным достоинством муниципальной стратегии является SWOT-анализ сильных и слабых сторон Приморского МО, который дает наглядную картину возможностей и рисков, а также служит основанием для разработки сценариев социально­ экономического развития. Наиболее вероятными считаются инерционный и умеренно-оптимистичный варианты развития при условии активной государственной поддержки экономического и социального роста. Анализ цели и направлений социальной политики Приморского МО позволил перейти к рассмотрению практики ее реализации в сельских населенных пунктах МО «Островное», МО «Пертоминское» и МО «Талажское» (таблица). Социальные показатели Приморского муниципального округа Архангельской области Коммунальная Образова­ тельные учреждения Учреждения Связь О)т инфраструктура культуры Количество фельдшерско-акушерских пунктов Муниципальное образование Количество населенных пунктов Численность населения по состоянию на 01.01.2022 г Естественный прирост населения, чел. Количество негазифицированных населенных пунктов Количество населенных пунктов, не имеющих водопроводов (отдельных водопроводных сетей) Количество населенных пунктов, не имеющих канализаций (отдельных канализационных сетей) Количество образовательных учреждений Количество обучающихся Количество организаций культурно-досугового типа, включая музеи Количество библиотек Спортивные сооружения Объекты продуктовой торговли Количество населенных пунктов, обеспеченных почтовой связью Количество населенных пунктов, обеспеченных телефонной связью «Островное» 49 1739 -39 25 44 44 5 112 3 3 4 11 5 20 23 «Талажское» 26 3847 -15 26 25 25 3 209 1 1 4 14 3 26 23 «Пертоминское» 13 451 -7 13 13 13 2 62 4 3 5 6 11 9 11 Общая численность постоянного сельского населения обследованных муниципалитетов составляет 6037 человек. Согласно официальной статистике, для всех трех муниципальных образований характерен отрицательный прирост населения. Основными демографическими тенденциями являются снижение рождаемости и миграционный отток населения. В возрастной структуре сельского населения преобладают люди пенсионного возраста. В советские годы основу местной экономики составляли лесное, сельское и промысловое хозяйство. В населенных пунктах была хорошо развита социальная инфраструктура: в каждой деревне имелись детские сады, школы, поликлиники, предприятия жилищно­ коммунального хозяйства. C переходом к рыночной экономике произошел упадок сельского хозяйства, который привел к сокращению рабочих мест и оттоку квалифицированных кадров и сельской молодежи. Сегодня основными работодателями для местного населения являются не агропредприятия, а учреждения образования, культуры, школы, почтовые отделения, фельдшерские пункты и административные учреждения, число которых в последние годы постоянно сокращается. Анализ уровня развития коммунальной инфраструктуры показывает, что доля населенных пунктов, обеспеченных коммуникациями, составляет 17 %. Из-за отсутствия газоснабжения, центрального водоснабжения население использует газобаллонные установки и собственные скважины. Отопление жилых домов частного сектора в основном индивидуальное — печное на дровах. Снабжение электроэнергией большинства населенных пунктов Приморского МО осуществляется по каналам единой энергосистемы России. Исключение составляет МО «Пертоминское», где электроснабжение идет © Ненашева М. В., 2024 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz