Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 35-45. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 35-45. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ социальным развитием сельских районов российской Арктики. Материалы и методы Приморский МО Архангельской области входит в Арктическую зону РФ, включает 10 муниципальных образований, 210 населенных пунктов, всё население которых является сельским. Методологический подход к оценке социальной политики основан на сравнительном анализе нормативных документов по социально-экономическому развитию округа и социологической информации, полученной в ходе полевых исследований. Процесс исследования включал три этапа. Сначала были проанализированы региональные и муниципальные нормативно-правовые документы в области социально-экономического развития Приморского МО. Основная задача данного этапа заключалась в выяснении целей, основных направлений и показателей социальной политики на региональном и муниципальном уровнях. На втором этапе было проведено социологическое исследование для получения исходной информации о процессах, происходящих в социальной жизни сельского населения. Эмпирические данные собирались летом 2022 и 2023 гг. методом кейс-стади в трех арктических муниципалитетах Приморского округа: МО «Островное», МО «Пертоминское» и МО «Талажское». Необходимость полевого этапа обусловлена неполнотой, а по некоторым населенным пунктам отсутствием статистической информации. Фактический охват составил 14 сельских поселений. Методика включала глубинные полуструктурированные интервью (всего 16) с главами муниципальных районов, руководителями предприятий, директорами и сотрудниками социальных объектов, а также с руководителями территориальных общественных самоуправлений (ТОСов). Целью второго этапа являлся сбор качественных данных и описание на их основе социально-экономической ситуации обследуемых территорий, отражающей экономические, коммунальные, инфраструктурные, социокультурные условия жизни сельского населения. На третьем этапе результаты анализа нормативных документов в области социальной политики были сопоставлены с данными, полученными в ходе полевого этапа, что позволило выявить проблемы реализации муниципальной социальной политики в сельских поселениях Приморского МО. Результаты и обсуждение Стратегическими документами, в которых изложены основные направления социальной политики Архангельской области по развитию сельских территорий, являются Стратегия социально экономического развития региона до 2035 г., утвержденная областным законом № 57-5-ОЗ от 18.02.2019 г., и государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области», утвержденная Постановлением Правительства Архангельской области № 51-пп от 24.09.2019 г. Согласно документам, общими социальными проблемами сельских территорий Архангельской области являются снижение численности населения, сокращение числа рабочих мест, низкий уровень комфортности проживания и вовлеченности сельских жителей в общественную жизнь. Несмотря на высокий уровень урбанизации Архангельской области, о сельских населенных пунктах говорится как о новых точках экономического роста, развитию которых будет способствовать реализация стратегических планов по комплексной модернизации деревень и сел. Для этого предполагается реализовать ряд крупных проектов. Во-первых, это развитие традиционных отраслей экономики: лесного, сельского и рыбного хозяйства. При этом упор делается не на государственную поддержку, а на предпринимательскую активность сельских жителей. По прогнозам властей, в результате реализации данного проекта индекс производства сельхозпродукции должен составить 105 %, а уровень занятости — не менее 65 %. Во-вторых, это развитие социальной инфраструктуры, а также системы инженерной, транспортной и информационной коммуникации. Основная цель данных мероприятий — повышение уровня и качества жизни сельских жителей. В-третьих, это поддержка и развитие местного самоуправления. Предполагается, что реализация данного проекта будет способствовать развитию человеческого и социального потенциала сельских поселений. В-четвертых, это создание туристического кластера на сельских территориях, в котором будет занято не менее 5 % местного населения. В-пятых, это разработка механизмов, стимулирующих сельское население к переселению в населенные пункты с более благоприятными социально-экономическими условиями. Основными инструментами социальной политики Приморского МО Архангельской области являются Стратегия социального-экономического развития района на период до 2030 г., в которой определена цель социальной политики — достижение высокого уровня и качества жизни населения с использованием экономических, социальных и природных ресурсов, а также программа комплексного развития Приморского муниципального округа Архангельской области на период до 2026 г. В экономике упор делается на привлечение инвестиций в сельское хозяйство, развитие малого предпринимательства, © Ненашева М. В., 2024 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz