Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 35-45. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 35-45. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ качества жизни местного и коренного населения [1]. В сельских районах российской Арктики экономическое развитие предполагает разработку и внедрение новых механизмов государственной поддержки аграрного производства, традиционных для Севера видов деятельности, связанных с оленеводством, рыболовством и охотой, а также социальную поддержку села. В рамках социального развития предлагается решать первоочередные задачи по обеспечению населения российской Арктики доступным жильем, качественным образованием, медицинскими и транспортными услугами, социальной инфраструктурой, а также товарами первой необходимости [9-12]. Конкретные шаги по достижению поставленных задач описаны в едином для всех арктических регионов плане мероприятий на период до 2035 г., который предполагает модернизацию системы здравоохранения, образования, обеспечение населения жильем, транспортной и теле коммуникационной связью [13]. Финансирование этих мероприятий будет осуществляться Правительством РФ на основании планов социально-экономического развития, которые в ближайшее время должны разработать российские арктические регионы. Высокий уровень и качество жизни сельского населения являются основными показателями эффективности социальной политики. Они будут оцениваться на основе количественных показателей: увеличения доли занятых в сельском хозяйстве, уровня заработной платы, развитости и доступности социальной инфраструктуры. В зарубежной науке теоретическим проблемам социальной политики и социального развития арктических территорий также уделяется значительное внимание [14; 15]. Подчеркивается неравенство в уровне и качестве жизни местного населения, отсутствие достаточного доступа к услугам в области транспорта, энергетики, связи, занятости, общественной инфраструктуры, здравоохранения и образования [16; 17]. Несмотря на наличие государственных стратегий по развитию северных территорий, большая часть социальных проблем сохраняется [18; 19]. В качестве методов улучшения жизни арктических сообществ предлагаются повышение привлекательности северных территорий путем инвестиций в поддержку малых и средних предприятий, развитие человеческого капитала, транспортной инфраструктуры и цифровизации [20-22]. Наличие единой государственной концепции социально-экономического развития российской Арктики имеет важное значение для устойчивого развития региона, однако, как справедливо утверждает академик Леонид Абалкин, «успех и действенность социальной политики» во многом зависит от реальной социально-экономической ситуации на местах [23, с. 641]. Данное утверждение согласуется с мнением ведущих отечественных исследователей российского села [24; 25]. С позиции полимасштабного подхода, предлагаемого Татьяной Нефедовой [26], социальная политика должна рассматриваться не только в контексте стратегических и программных заявлений, но и в практике ее реализации на различных уровнях. Согласно российским ученым, социальные проблемы не могут быть вполне понятыми без объяснения социальной реальности, а также глубинного изучения взаимоотношения человека с его внешним окружением, готовности к переменам и развитию [27; 28]. Особое значение в этом контексте приобретает муниципальный уровень социальной политики, который включает систему целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами и развитие социальной сферы муниципального образования. Она определяется исходя из основных направлений социальной политики государства и реализуется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Как справедливо утверждает Л. А. Рябова, «именно в местных сообществах рождаются инициативы, приводящие к необходимым изменениям в региональных, национальных и глобальном социумах» [29, с. 156]. Результаты обзора имеющихся научных работ показывают отсутствие тщательного анализа реализации программных положений социальной политики в Арктике на уровне муниципалитетов. Актуальность подобных изысканий позволила определить цель работы, которая заключается в выявлении проблем реализации муниципальной социальной политики в сельских районах российской Арктики. Исследование проводилось на примере Приморского муниципального округа (МО) Архангельской области и включало: а) анализ нормативных документов в области социальной политики; б) сбор исходной информации о процессах, происходящих в социальной сфере жизни сельского населения; в) выявление проблем, связанных с реализацией декларируемых целей муниципальной социальной политики в сельских поселениях. Дополнительно решался вопрос о мерах, предпринимаемых сельскими жителями для преодоления социального кризиса на селе. Новизна работы заключается в том, что в ней впервые проведен анализ практики реализации декларируемой муниципальной социальной политики в Арктике на уровне сельских поселений с использованием социологических методов. Результаты исследования могут быть использованы для организации эффективного управления © Ненашева М. В., 2024 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz