Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 35-45. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 35-45. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ was performed in the Primorsky Municipal District of the Arkhangelsk region, using the method of high-quality semi-structured interviews with key actors in social policy. The data obtained were compared with the findings from an analysis of regulations on municipal social policy, thereby identifying the principal issues linked to its implementation in rural settlements. These issues include the prioritization of single-industry (agricultural) production, the uneven development of rural settlements within demographic, socio-economic, and socio-cultural domains, and the lack of reliable information on the scale of socio-economic problems in the municipalities under consideration. To address these issues, the article proposes employing new approaches to formulating municipal social policy, grounded in scientific methods for analyzing social problems in rural areas of the Russian Arctic and devising measures for targeted social support ofthe population. An important aspect of municipal social policy is providing support to local authorities in fostering culture and tourism initiatives, which will catalyze other economic activities. The results of this study can serve as a foundation for further theoretical inquiries into municipal social policy. They can also inform decision­ making in the domain of social policy at the regional and municipal levels in the Russian Arctic. Keywords: municipal social policy, Russian Arctic, village, management, Arkhangelsk region, Primorsky municipal district Acknowledgments: This research was supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (Project No. FSRU-2023-004). For citation: Nenasheva M. V. Problems of municipal social policy implementation in rural settlements of the Russian Arctic: A case study of the Primorsky district of the Arkhangelsk region. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 35-45. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.003. Введение Социально-экономическое развитие Арктики является одним из приоритетов государственной политики России [1]. В состав российской Арктики входят полностью или частично 10 регионов [2] с численностью населения около 2,5 миллиона человек [3]. Из-за экстремальных природных условий многие районы российской Арктики либо не пригодны, либо дискомфортны для проживания человека. В советское время на Крайнем Севере существовала система государственной поддержки и государственного регулирования всех секторов экономической и социальной жизни. В 1990-е гг. интерес к Арктике заметно упал, и наступил почти 20-летний перерыв в ее развитии, что было связано со становлением новой государственности и переходом к новым рыночным отношениям. Экономические реформы привели к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства в стране, что повлекло за собой снижение уровня занятости, трудовую миграцию, ухудшение уровня и качества жизни населения [4]. В наибольшей степени социально-экономический кризис отразился на жизнедеятельности сельского населения Крайнего Севера. Приватизация земельных фондов, сокращение государственной поддержки сельского и промыслового хозяйства привели к ликвидации большинства колхозов и совхозов. Социальными последствиями негативных экономических преобразований стало падение доходов населения, рост уровня безработицы, отток специалистов и молодежи из села [5]. Сегодня негативные социальные тенденции усугубляются низким уровнем комфортности проживания в сельских населенных пунктах, неразвитостью, а по некоторым поселениям отсутствием инженерной и социальной инфраструктуры, снижением доступности и качества социальных услуг. В условиях кризиса, в котором оказалось сельское население Крайнего Севера, особое значение приобретает социальная политика. В широком понимании социальная политика — это система мер и мероприятий, в том числе законодательного характера, направленных на обеспечение благосостояния, социальную защиту и развитие общества. Она может реализовываться органами законодательной и исполнительной власти на различных уровнях — федеральном, региональном, муниципальном и, соответственно, быть государственной (федеральной и региональной) и муниципальной. Субъектами социальной политики могут быть государственные структуры, органы местного самоуправления, органы территориального самоуправления, предприятия, общественные организации, сами граждане. Основной формой реализации социальной политики является оказание социальных услуг, получателями которых могут быть как отдельные социальные группы, так и население в целом [6-8]. В Российской Федерации социальная политика носит в большей мере нормативный характер. Основными документами, в которых определены цели и приоритетные направления социальной политики современной России, являются Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. и Указ Президента России от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2023 г.». К целевым показателям достижения приоритетных целей социальной политики относятся, в частности, обеспечение устойчивого роста численности населения РФ, снижение бедности, улучшение жилищных условий, увеличение доходов населения, обеспечение доступа к образовательным и информационным услугам. Национальные приоритеты в области социальной политики отражены в стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, согласно которой основными целями социальной политики является устойчивое социально-экономическое развитие арктического региона и повышение © Ненашева М. В., 2024 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz