Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 20-34. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 20-34. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ в АЗРФ, на следующем этапе исследования потребует наполнения конкретными данными из опубликованных статистических материалов, отчетов ведомств федерального и муниципального уровней и других источников. Выводы Для существующей в Российской Федерации системы обеспечения безопасности человека в Арктике характерны следующие особенности: 1) отсутствие доктринального документа, регламентирующего цели, средства и участников стратегии по обеспечению безопасности человека в АЗРФ; 2) отсутствие специализированного ведомства в системе исполнительной власти на федеральном уровне; 3) слабые связи между федеральным центром с одной стороны и региональными и муниципальными властями с другой; 4) недостаточно системный и прозрачный для общественности характер планирования социально-экономической деятельности на региональном и муниципальном уровнях. Преодоление этих недостатков требует ряда мер доктринального и институционального характера. На доктринальном уровне требуется явным образом сформулировать концепцию безопасности человека применительно к условиям АЗРФ и адаптировать ее к принятым стратегиям социально-экономического развития. Для этого необходимо определить цель, задачи, средства, полномочия, направления и способы взаимодействия субъектов политики, отвечающих за безопасность человека в регионе. В институциональном измерении возможный вариант совершенствования существующей системы обеспечения безопасности человека состоит в том, чтобы на федеральном уровне сосредоточить координацию этой деятельности в руках Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. За Министерством также следует закрепить не только взаимодействие с федеральными органами, но и с региональными и муниципальными властями, крупными корпорациями, действующими в регионе, институтами гражданского общества (включая объединения КМНС) и другими организациями. Это необходимо, прежде всего, для гармонизации деятельности различных уровней власти в данной области, а также для оказания адресной помощи наиболее уязвимым категориям населения и обеспечения обратной связи в процессах управления. Предложенный индекс безопасности человека в АЗРФ, включающий описанные индикаторы, в перспективе может быть формализован и послужить основой для мониторинга состояния безопасности человека как в АЗРФ в целом, так и в ее отдельных регионах и муниципальных образованиях. Список источников 1. Конышев В. Н. Безопасность личности — новый поворот в понимании политики безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 40. С. 43-56. 2. Critical Perspectives on Human Security: Rethinking Emancipation and Power in International Relations / Ed. by D. Chandler, N. Hynek. New York, London: Routledge, 2010. 217 p. 3. King G., Murray C. Rethinking human security // Political Science Quarterly. 2001-2002. Vol. 116, No. 4. P. 585-610. 4. Human and Societal Security in the Circumpolar Arctic. Local and Indigenous Communities / Ed. by K. Hossain, J. Martin. Leiden; Boston: Brill Nijhoff, 2018. 407 p. 5. Szpak A. Human security of the Sami in the new Sami Arctic Strategy // European Security. 2020. Vol. 29, No. 2. P. 212-234. DOI: 10.1080/09662839.2020.1758071. 6. Конышев В. Н., Лагутина М. Л. Безопасность человека в Арктике: угрозы сквозь призму «северного менталитета» // Арктика и Север. 2021. № 45. С. 85-112. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.45.85. 7. Sergunin A., Lagutina M., Konyshev V. Human Security in the Arctic // The Handbook of the Arctic. A Broad and Comprehensive Overview. Ed. by Egor V. Pak, Artem I. Krivtsov, Natalia S. Zagrebelnaya. Cham: Springer Nature, 2022, pp. 847-874. https://doi.org/10.1007/978-981-16-9250-5_45-1. 8. Sergunin A. The Interplay of the Human Security and Sustainable Development Concepts: The Case of Russia's Arctic Industrial Centers // Human and Societal Security in the Circumpolar Arctic. Local and Indigenous Communities / Ed. by K. Hossain, J. Martin. Leiden; Boston: Brill Nijhoff, 2018, pp. 50-75. 9. Селин В. С., Ульченко М. В. Национальные интересы и экономическая безопасность в российской Арктике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. Т. 8, № 31 (172). С. 2-10. 10. Экономическая безопасность российской Арктики: особенности и проблемы обеспечения / под науч. ред. В. С. Селина, Т. П. Скуфьиной, Е. П. Башмаковой, М. В. Ульченко. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2018. 103 с. 11. Маслобоев А. В., Маслобоев В. А. Перспективы разработки Национального стандарта как составляющей системы обеспечения экологической безопасности Арктической зоны России // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. № 3 (89). С. 91-95. © Конышев В. Н., Лагутина М. Л., Сергунин А. А., Бобылёв Н. Г., 2024 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz