Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 20-34. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 20-34. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ влиянием разных обстоятельств нельзя исключить возможность подобных конфликтов в местах расселения крупных мусульманских общин (например, Норильске, Воркуте и Ямало-Ненецком автономном округе). Наконец, в некоторых регионах АЗРФ актуальна такая проблема, как защищенность личности от природных и техногенных катастроф, потенциал которых весьма высок в силу как природно климатических условий Арктики, так и изношенности промышленной, транспортной и городской инфраструктуры региона. Культурно-языковая и гендерная безопасность в первую очередь актуальна для КМНС и непосредственно связана с сохранением их традиционного образа жизни в экономическом, семейном и культурно-языковом аспектах. Обеспечение этого аспекта безопасности зависит от государственной политики и налаженного взаимодействия государственных и муниципальных институтов власти с местными общинами. Гендерная безопасность становится необходимым компонентом социальной политики в условиях АЗРФ, как и в арктических регионах других государств [7, p. 862]. Угрозы в этом аспекте безопасности связаны с тем, что женщины имеют более узкие возможности для получения среднего и высшего образования, а соответственно, и для профессионального роста. Они не всегда имеют доступ к достаточно качественному медицинскому обслуживанию, сталкиваются с проблемой домашнего насилия, ранних браков, так называемого гостеприимного гетеризма и получения образования для своих детей. Женщины имеют ограниченные возможности для участия в управлении на уровне муниципальных и региональных властей. Совокупность подобных проблем вызывает миграцию женского населения и вслед за этим общественные диспропорции, что сказывается особенно болезненно на КМНС. Политическая безопасность обеспечивается уровнем развития механизмов самоуправления, развитием институтов гражданского общества и участием представителей коренных народов в принятии решений по важнейшим вопросам социально-экономического развития АЗРФ как на муниципальном, так и на региональном и федеральном уровнях. В то же время адекватное обеспечение этих важных процессов часто бывает затруднено таким объективным фактором, как традиционно высокая роль государства в управлении социально-экономическими процессами в АЗРФ. Особенность предлагаемой в данном исследовании трактовки отдельных аспектов безопасности человека состоит в том, что она учитывает не только проблемы КМНС, но и другого населения, проживающего в АЗРФ и занятого в том числе в промышленном производстве. Индекс безопасности человека в АЗРФ Индексы, как измеряемые показатели развития или показатели состояния некоей системы, широко используются в современных социально-экономических исследованиях и технологиях управления. С одной стороны, они позволяют контролировать состояние указанных выше аспектов безопасности человека, сдругой стороны, показывают тенденцию их изменений во времени. Тем самым создается основание для определения эффективности проводимой политики управления. В предлагаемой модели комплексный индекс безопасности человека должен отражать различные аспекты этой безопасности в интегрированном виде. Индекс безопасности человека может использоваться ведомствами различных уровней — от федеральных до муниципальных. В индекс безопасности человека в АЗРФ предлагается включить 7 групп индикаторов (по числу ее аспектов). Индикаторы экономической безопасности: объем валового регионального продукта на душу населения; индексы промышленного и сельско хозяйственного производства в регионе; реальные денежные доходы населения (с учетом инфляции); объем северных социальных льгот; уровень занятости и безработицы; динамика инвестиций в экономику региона; динамика трудовой миграции в регионе; региональный децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения). Индикаторы продовольственной безопасности: доступность основных продуктов питания (их наличие вмагазинах и цены); показатели качества и разнообразия продуктов питания; удаленность населенных пунктов АЗРФ от логистических центров; показатели качества и безопасности традиционной пищи КМНС. Индикаторы безопасности в области здравоохранения: соотношение рождаемости и смертности в регионе; уровень младенческой и детской смертности; средняя продолжительность жизни в регионе; плотность медицинских учреждений на территории региона; количество больничных коек на 1000 чел.; доступность телемедицины; доступность медицинской транспортировки; количество инфекционных заболеваний на 100 тыс. чел.; количество сердечно сосудистых заболеваний на 100 тыс. чел.; количество онкологических заболеваний на 100 тыс. чел. Индикаторы экологической безопасности: в рамках данного индекса выделяются 3 блока © Конышев В. Н., Лагутина М. Л., Сергунин А. А., Бобылёв Н. Г., 2024 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz