Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 20-34. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 20-34. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ преимущества международного сотрудничества. Отсюда получили развитие различные методы парадипломатии, такие как соглашения о партнерстве, привлечение иностранных инвестиций, создание заграничных представительств, сотрудничество городов- близнецов. Эта деятельность, возникшая в сложный период 1990-х гг., в современных условиях нуждается в упорядочении и лучшей координации с государственной политикой РФ, проводимой по линии федеральных органов власти. Речь идет о достижении большей прозрачности в планировании социально экономической политики, проведении регулярных опросов населения, диалоге с неправительственными организациями и пр. [8]. Как уже отмечалось, представленная модель федерального уровня управления демонстрирует, что функции по обеспечению безопасности человека распределены между многими ведомствами. Специализированный орган — самостоятельный или в составе какого-либо учреждения, ответственный за обеспечение безопасности человека, отсутствует, что затрудняет проведение адекватной политики по данному направлению. Кроме того, хотя многим аспектам безопасности человека уделяется серьезное внимание в принятых в 2020 г. документах по развитию АЗРФ17, пока так и не выработано единой доктрины безопасности человека на федеральном и региональном уровнях. Термин «безопасность человека» в упомянутых доктринальных документах отсутствует, хотя фактически в них идет речь о многих аспектах этой концепции. Указанные обстоятельства не дают возможности достаточно эффективно координировать действия различных ведомств и министерств со стороны Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, которая задумывалась как ключевое звено управленческого механизма на федеральном уровне. Между тем стратегия развития АЗРФ сориентирована на концепцию устойчивого развития, что включает в себя повышение качества жизни и безопасности людей. Таким образом, существующие сегодня институциональные и доктринальные механизмы обеспечения безопасности человека в АЗРФ нуждаются в совершенствовании. Для оптимизации существующего институционального механизма представляется целесообразным сосредоточить управление политикой по обеспечению безопасности человека в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики, которое должно координировать деятельность всех других ведомств по обеспечению безопасности человека, а общие надзорные и координационные функции федерального уровня могли бы остаться за Госкомиссией. Кроме того, Министерству целесообразно передать от Госкомиссии взаимодействие с органами субъектов Федерации и местного самоуправления АЗРФ, а также с государственными и частными компаниями, действующими в регионе, и общественными организациями. Оптимизированная модель системы обеспечения безопасности человека будет выглядеть, как показано на рис. 3. Совет безопасности Президент РФ <Г -> Федеральное собрание Администрация президента 1 Госдума Совет Федерации л Председатель Правительства РФ Госкомиссия го вопросам развития Арктики Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики Государственные и частные компании Регионы АЗРФ Муниципалитеты ■^Министерство экономического развития Министерство промышленности и торговли ^ Министерство транспорта ■^«Росатом» ■>Министерство природных ресурсов и экологии ■^•Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ■^■Министерство по чрезвычайным ситуациям ■Министерство внутренних дел '-►ФСБ (включая Пограничную службу и Береговую охрану) Общественные организации Рис. 3. Оптимизированная модель системы обеспечения безопасности человека в АЗРФ. Источник: составлено авторами 17 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 26 октября 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/economic/ Arctic_stratery/ (дата обращения: 10.01.2022); Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 5 марта 2020. Указ № 164 [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN040gKiI1mAvaM.pdf (дата обращения: 10.01.2022). © Конышев В. Н., Лагутина М. Л., Сергунин А. А., Бобылёв Н. Г., 2024 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz