Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 20-34. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 20-34. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ Вся деятельность исполнительных ведомств координируется Государственной комиссией по вопросам развития Арктики1, подчиненной председателю Правительства РФ. Госкомиссия взаимодействует с федеральными органами, с иными государственными ведомствами, с органами местного самоуправления при решении широкого спектра задач развития АЗРФ. На региональном и муниципальном уровнях также отсутствуют специальные учреждения, отвечающие за комплексное обеспечение безопасности человека или координацию деятельности различных ведомств в этой области, а также документы, регламентирующие данную сферу деятельности. Нет и хорошо отлаженной системы взаимодействия с федеральными органами по данному направлению (кроме, пожалуй, чрезвычайных ситуаций). В некоторых городах даже отсутствует полный набор документов стратегического планирования, предусмотренный соответствующим законом 2014 г. В 2020-е гг. некоторые муниципальные образования стали принимать вместо комплексных планов социально-экономического развития так называемые мастер-планы, которые часто имеют узконаправленный, технократический характер. Тем не менее в крупных городах АЗРФ реализуются муниципальные планы, основанные на принципах устойчивого развития и учитывающие отдельные аспекты безопасности человека (в основном экономические и природоохранные). В некоторых городских планах социально-экономического развития затрагиваются также вопросы развития системы здравоохранения (Мончегорск,2 Норильск,3 Салехард,4 Северодвинск5), личной безопасности (снижение количества ДТП, уровня преступности, защищенность населения от чрезвычайных происшествий — Апатиты,6 Архангельск,7 Дудинка,8 Нарьян-Мар,9 Норильск,10 Салехард,11 Северодвинск12) и политической безопасности (развитие институтов гражданского общества, их диалог с органами государственной власти — Архангельск,13 Нарьян-Мар,14 Норильск,15 Салехард16). Правда, в этих планах часто отсутствует системный (комплексный) подход к проблеме обеспечения безопасности человека, они касаются лишь отдельных ее аспектов, к тому же они часто носят декларативный характер и далеко не всегда выполняются на практике [8]. Не существует также устойчивого механизма сотрудничества между органами федеральной, региональной и муниципальной власти с одной стороны и крупными государственными ичастными корпорациями с другой. Устойчивые системы государственно-частного партнерства и корпоративной социальной и экологической ответственности в АЗРФ только формируются и пока не достигли там зрелых форм. Примечательно, что при нехватке собственных ресурсов и поддержки от федерального центра субнациональные акторы (регионы, города и другие муниципальные образования) стремятся использовать 1 Положение о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики: утв. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2015 г. № 228 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70901032/ (дата обращения: 10.01.2022). 2Комплексная муниципальная программа «Укрепление общественного здоровья в городе Мончегорске» на 2020-2024 годы. В редакции 31.05.2023 № 1065 [Электронный ресурс]. URL: monchegorsk.gov- murman.ru/regulatory/programmno-tselevoe-planirovanie-/tselevye-pro grammy/Kompleksnye-mynitsepalnye-programmy/Ykreplenie-obshestven nogo-zdorovya/aktualnaya-versiya-1065.pdf (дата обращения: 01.05.2024). 3 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Норильск до 2035 года как опорного города Арктики (Восточной Арктики). Норильск, 2023. С. 83-84 [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aaihqaohqkqgfkec2pxb.xn--p1ai/upload/strategy2035.pdf (дата обращения: 01.05.2024). 4 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Салехард до 2030 года. Салехард, 2018. С. 54 [Электронный ресурс]. URL: www.salekhard.org/city/socs/strategiya- razvitiya-mo/ (дата обращения: 10.04.2024). 5 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» на период до 2030 года. Решение Совета депутатов Северодвинска от 17.12.2019 № 215. С. 53-54 [Электронный ресурс]. URL: http://d1.severodvinsk.info:6789/sevskinfo/docs/2019/12/17/ Resh._N_215_ot_17.12.19_(strategiya).pdf (дата обращения: 01.05.2024). 6 Стратегия социально-экономического развития города Апатиты на 2021-2025 годы. Апатиты: Совет депутатов г. Апатиты, 2020. С. 31, 33 [Электронный ресурс]. URL: https://apatity.gov-murman.ru/regulatory/npa/ 378349/?sphrase_id=4519395 (дата обращения: 01.05.2024). 7Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Архангельск» на период до 2035 года. Архангельск: Администрация городского округа «Го ро д Архангельск», 2022. С. 207-208 [Электронный ресурс]. URL: www.arhcity.ru/data/2946/str2022.pdf (дата обращения: 01.05.2024). 8 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Дудинка» на периоддо 2030 года. Дудинка, 2018. С. 58-59. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorod-dudinka.ru/ component/attachments/download/4831 (дата обращения: 01.05.2024). 9 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» до 2030 года. г. Нарьян-Мар 23 декабря 2021 года № 273-р. С. 32-33 [Электронный ресурс]. URL: https://adm-nmar.ru/upload/iblock/014/et17x3shu2mi14hf bpqmxhqt41b9wonb/1_3-ot-11.01.2022.pdf (дата обращения: 10.04.2024). 10 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Норильск до 2035 года как опорного города Арктики (Восточной Арктики). С. 110-115. 11 В документах г. Салехарда даже используется термин «личная безопасность»: Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Салехард до 2030 года. С. 43-44, 66-67, 77. 12 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск» на период до 2030 года. С. 68-70. 13 Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Архангельск» на период до 2035 года. С. 166, 184-189. 14 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» до 2030 года. С. 19-20, 38. 15 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Норильск до 2035 года как опорного города Арктики (Восточной Арктики). С. 119-120. 16 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Салехард до 2030 года. С. 46-47, 69. © Конышев В. Н., Лагутина М. Л., Сергунин А. А., Бобылёв Н. Г., 2024 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz