Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 20-34. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 20-34. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ В-третьих, разрабатывается система показателей, описывающих безопасность человека как определенное состояние общества и системы управления в АЗРФ. Использование показателей в практической политике даст возможность отслеживать динамику безопасности человека в АЗРФ. Материалы и методы Источники Эмпирической базой исследования являются документы ООН, посвященные проблематике безопасности человека, федеральные нормативные акты и концептуальные документы по российской социально-экономической, экологической и гуманитарной стратегии в АЗРФ, региональные и городские планы социально-экономического развития, а также статистические данные открытого доступа. Данная источниковая база позволяет сформировать представление о состоянии безопасности человека в АЗРФ, федеральной, региональной и муниципальной политике в этой области, а также подготовить предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности человека в российской Арктике. Методы В исследовании используются, прежде всего, различные качественные методы системного моделирования. Также применены элементы количественного анализа, поскольку предлагается создание индекса безопасности человека в АЗРФ на основе конкретных показателей в численном выражении. Целью системного моделирования, то есть создания модели системы обеспечения безопасности в АЗРФ, является, с одной стороны, формирование целостного представления о безопасности человека как результата сложной целенаправленной деятельности субъектов политики. С другой стороны, модель призвана отражать состояние безопасности человека в АЗРФ с помощью конкретных показателей, что обеспечивает обратную связь для принятия решений по оптимизации политики в сфере обеспечения безопасности человека. В этой связи предлагаемая модель может рассматриваться в различных аспектах. Как уже отмечалось, модель имеет структурно­ функциональное измерение и описывает реальный механизм формирования политики по обеспечению безопасности человека в АЗРФ. Она включает в себя описание субъектов политики, их полномочий и функций; взаимосвязей между субъектами политики; политических процессов, влияющих на состояние безопасности человека в регионе. Помимо этого, модель имеет конкретное эмпирическое измерение в виде уже упоминавшегося индекса безопасности человека, составленного на основе множества показателей, имеющих количественное и качественное выражение. Этот аспект модели служит для изучения динамики безопасности человека в АЗРФ в сравнении с неким идеальным состоянием. В качестве «идеальных» показателей могут быть приняты различные варианты в зависимости от решаемой исследовательской задачи: а) усредненные показатели по РФ; б) целевые показатели, соответствующие программам социально-экономического развития АЗРФ; в) целевые показатели развития конкретного региона и/или муниципалитета внутри АЗРФ. В-третьих, модель имеет прогностическое измерение, поскольку динамика указанных показателей в сочетании с анализом политической деятельности в данной сфере дает основание для выявления тенденций в эволюции системы обеспечения безопасности человека в АЗРФ. Результаты и обсуждение Структурно-функциональный механизм формирования политики по обеспечению безопасности человека в АЗРФ На состояние безопасности человека в АЗРФ влияют, с одной стороны, субъекты политики, с другой стороны, объективные факторы. К субъектам (участникам) политики по обеспечению безопасности человека, которые образуют структуру управления в данной области политики, относятся государственные органы федерального уровня, региональные и муниципальные органы власти, крупные хозяйствующие субъекты, общественные организации. Их взаимодействие создает условия для обеспечения безопасности человека и частично нейтрализует угрозы, возникающие по объективным причинам (рис. 1). Для представленной структурно­ функциональной модели характерен иерархический способ управления с обратной связью. Объективные факторы, влияющие на состояние безопасности человека и деятельность субъектов политики, имеют различную природу: а) естественную: низкие среднегодовые температуры, географическая удаленность, уязвимость экосистем при антропогенных воздействиях, негативные последствия изменения климата; б) социальную: правовые нормы по регулированию социально-экономического развития АЗРФ, демографический потенциал, сосуществование традиционного и современного экономического уклада, этнокультурное и языковое многообразие. © Конышев В. Н., Лагутина М. Л., Сергунин А. А., Бобылёв Н. Г., 2024 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz