Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 20-34. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 20-34. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ Abstract. The research objective of this article is to develop an optimal model for a human security system in the Arctic Zone of the Russian Federation (AZRF). This topic has gained particular relevance as the focus of Arctic exploration has shifted to include human interests, needs, concerns, and threats to human security. Despite this shift, the concept of human security has not yet been incorporated into the strategic documents of the Russian Federation that outline development priorities for the AZRF, nor into practical policies at the federal, regional, or municipal levels. This study employs qualitative methods of systems modeling and elements of quantitative analysis to create a human security index for the AZRF. The novelty of this study lies in its analysis of the existing human security system in the AZRF, identifying the key elements of the management mechanism, their interrelationships, and the challenges in the mechanism's functioning. Based on this analysis, specific recommendations are proposed to optimize the structure of public administration in this area and to improve the effectiveness of interactions between government structures, businesses, and civil society organizations (including indigenous peoples' organizations) operating in the AZRF. Additionally, the study develops a set of specific indicators describing various aspects of the human security system in the region. In accordance with UN recommendations, these indicators are classified into seven groups, covering economic, food, health, environmental, personal, cultural, linguistic, and political aspects of human security. Using these indicators, the study proposes to create a human security index for the Russian Arctic. This index will enable the monitoring of human security trends in the AZRF and inform adjustments to government policy in this area. Keywords: human security, Arctic zone of the Russian Federation, systems approach, public policy, management model Acknowledgments: This study was funded by St. Petersburg State University under Project No. 116233367. For citation: Konyshev V. N., Lagutina M. L., Sergunin A. A., Bobylev N. G. Modeling a human security system for the Russian Arctic. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 20-34. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.002. Введение В связи с начавшимся в последние десятилетия активным экономическим освоением Арктики безопасность человека имеет особую значимость, поскольку в этом регионе любая деятельность сопряжена с множеством угроз комфортной жизни и даже самому существованию человека. С другой стороны, стратегия покорения Арктики, особенно активно осуществлявшаяся в советское время, полностью исчерпала себя, поскольку ведет к уничтожению природы как среды обитания человека. Поэтому дальнейшее социально­ экономическое развитие АЗРФ объективно связано с учетом интересов и разумных потребностей населения этого региона, которые во многом воплотились в концепции безопасности человека. Проблема обеспечения безопасности человека в теоретическом плане заняла прочное место в современных социально-политических исследованиях. Безопасность человека определяется как защищенность личности перед лицом угроз социально- экономического, экологического, медицинского, политического и прочего характера, а также как создание условий для полноценного творческого развития человека [1-3]. Вместе с тем проблематика безопасности человека применительно к Арктике изучена крайне слабо и исследовалась преимущественно западными (в основном североевропейскими) учеными. В фокусе их внимания была, прежде всего, проблема обеспечения безопасности коренных народов Крайнего Севера [4; 5]. В российском же обществоведении изучение проблемы безопасности человека в Арктике находится на начальной стадии. В частности, был предпринят ряд попыток применить эту концепцию к характеристике нынешней ситуации в АЗРФ лишь в самом общем (преимущественно в теоретическом) плане [6-8] или при анализе проблем экономической [9; 10], экологической [11] и продовольственной [12] безопасности. Комплексное изучение всех аспектов безопасности человека на российском Севере еще ждет своих исследователей. Целью данной статьи является создание оптимальной модели системы обеспечения безопасности человека в АЗРФ. Известно, что использование различных методов системного моделирования позволяет изучать сложные политические процессы и явления путем упрощения, которое выражается в замене изучаемого объекта или его части на аналоги, поддающиеся формальному описанию и последующей квантификации [13]. Моделирование позволяет упорядочить и использовать большие объемы эмпирической информации; отслеживать динамику социально-экономических и политических процессов; выстраивать прогнозы. В моделировании политических процессов выделяют три основных этапа: логико-интуитивный анализ, формализацию и квантификацию [14]. В данной статье под созданием модели понимается (и это составляет научную новизну данного исследования) разработка оптимизированного механизма государственного управления, использующего предлагаемую авторами систему индикаторов для оценки состояния безопасности человека в условиях Арктики. В соответствии с этим инновационным подходом в статье, во-первых, дается общая характеристика существующей системы обеспечения безопасности человека в АЗРФ, выявляются основные элементы этой системы и характер связей между ними. Во-вторых, предлагается вариант оптимизации указанной системы, включая входящие в нее управленческие механизмы. © Конышев В. Н., Лагутина М. Л., Сергунин А. А., Бобылёв Н. Г., 2024 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz