Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 7-19. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 7-19. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ рост не подтвердила наличие такого эффекта. Несмотря на то что модели эндогенного роста предсказывают наличие макроэкономической экстерналии возрастающей отдачи высоко образованного человеческого капитала на темпы экономического роста, эмпирические данные не подтверждают присутствие данного эффекта по показателю охвата населения высшим образованием. 2. По результатам исследования можно утверждать, что человеческий капитал на микро- и макроуровнях не ограничивается просто уровнем образования, а самого факта наличия высшего образования недостаточно для объяснения возрастающего воздействия человеческого капитал на экономический рост. 3. Тестовая модель показывает, что охват высшим образованием сам по себе не приводит к увеличению темпов экономического роста на душу населения. Модель также демонстрирует (хотя и не явно) «трудосберегающую» траекторию экономического роста, что характерно для современного этапа технико-технологического развития, когда эффективность труда все больше зависит не от количественных показателей численности занятых, а от качественных характеристик (уровня и качества образования) трудовых ресурсов. Это проявляется в нисходящей траектории образовательной экстерналии, которая отражает эффект конвергенции рынка труда, когда количественное снижение потребности в специалистах с высшим образованием компенсируется качественными изменениями, происходящими под воздействием научно технологической трансформации экономики. 4. Полученные в ходе работы результаты корреспондируются с исследованиями о том, что созданный образованием человеческий потенциал все хуже капитализируется, а на фоне высоких показателей охвата населения высшим образованием наша страна занимает 89-е место в мире по доступности для экономики квалифицированных кадров. Эта тенденция сегодня наблюдается в Мурманской области, где при достаточно развитой системе профессионального образования растет дефицит кадров, особенно инженерных направлений подготовки (специальностей). 5. Это актуализирует стоящую перед Мурманской областью задачу повышения качества высшего образования, которое должно быть ориентировано на конкретные потребности региональной экономики и технологический прогресс. Негативные последствия, связанные с демографическим факторами оттока населения (включая молодые кадры, а также выпускников школ, уезжающих для получения высшего образования в другие регионы страны) и снижением количественных показателей численности рабочей силы, не должны отражаться на возможностях устойчивого социально-экономического развития региона. 6. На основании полученных в ходе исследования данных автор делает важный вывод о том, что региону необходима проактивная образовательная политика повышения качества высшего образования, которая должна быть ориентирована на конкретные потребности региона с учетом вызовов и задач технико-технологической трансформации NBIC и формирования нового (шестого) технологического уклада, названного Четвертой промышленной революцией. Такая политика не исчерпывается констатацией разрыва между ожиданиями рынка труда и потенциалом региональной системы образования, а должна включать, с учетом плановой доминанты отраслевого развития, конкретные ресурсообеспеченные меры подготовки высоко квалифицированных специалистов, включая специалистов квалификации STEM, обладающих междисциплинарными компетенциями. Список источников 1. Bostrom N. A history of transhumanist thought // Journal of Evolution and Technology. 2005. Vol. 14. P. 1-30. URL: http://jetpress.org/volume14/freitas.html (дата обращения: 26.02.2023). 2. Щелкунов М. Д., Каримов А. Р. Общество 5.0 в технологическом, социальном и антропологическом измерениях // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 3. С. 158-164. EDN: https://elibrary.ru/ item.asp?id=41235002. 3. Jones Ch. I. Time Series Tests of Endogenous Growth Models // Quarterly Journal of Economics. 1995. Vol. 110. No. 2. P. 495-525. URL: http://hdl.handle.net/10.2307/2118448 (дата обращения: 26.02.2023). 4. Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution // Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66, No. 4. P. 281-302. doi: 10.1086/258055. Available at: https://www.sci-hub.ru/10.1086/258055 (accessed 13.02.2014). 5. Schultz T. W. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 960. Vol. 68, No. 6. P. 571-583. doi:10.1086/258393. 6. Becker G. S. Human Capital // National Bureau of Economic Research. New York. 1964. 187 p. URL: http://www.nber.org/books/beck-5 (дата обращения: 29.02.2024). 7. Romer R. M. Increasing returns and long-run growth // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94, № 5. P. 1002-1037. doi:10.1086/261420. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1086/261420 (дата обращения: 01.02.2023). ©Агарков С. А., 2024 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz