Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 7-19. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 7-19. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ Обсуждение и выводы Таким образом, в ходе исследования было установлено, что охват населения высшим образованием хотя и является фактором, характеризующим потенциал роста запаса человеческого капитала, но лишь в той степени, пока совокупная факторная производительность трудовых ресурсов (рабочей силы) соответствует предельному уровню потребления капитала с учетом уровня развития технологий. Проще говоря, структура занятости, характеризующая численность трудовых ресурсов с учетом уровня образования, должна соответствовать потребности экономики с учетом уровня ее технологического развития (технологического уклада). Можно также утверждать, что самого по себе факта наличия образования недостаточно для объяснения возрастающей отдачи человеческого капитала на экономический рост. Полученные в ходе работы результаты корреспондируются с исследованиями о том, что «...созданный образованием человеческий потенциал все хуже капитализируется» [14, с. 13]; несмотря на то, что Россия занимает одно из ведущих мест в мире по показателю охвата населения высшим образованием, вместе с тем наша страна занимает лишь 89-е место по доступности для экономики квалифицированных кадров» [14, с. 22]. Поэтому образовательная политика Мурманской области должна быть проактивно ориентированной на расширенное воспроизводство высокообразованного человеческого капитала, учитывающего текущие и перспективные потребности регионального рынка труда, в том числе в специалистах квалификации STEM1, обладающих междисциплинарными компетенциями, спрос на которых с каждым годом растет в связи с бурным развитием NBIC-конвергентных технологий, составляющих ядро нового (шестого) уклада индустрии 4.0, получившей название Четвертной промышленной революции. В противном случае имеет место либо переизбыток специалистов, не в полной мере включенных в современную, основанную на знаниях экономику, так называемый «некапитализированный» человеческий потенциал [14, с. 20], либо дефицит кадров из-за разрыва между ожиданиями рынка труда и потенциалом региональной системы образования, которая не способна в полной мере удовлетворить спрос 1STEM (technology, engineering and mathematics — естественные науки, технология, инженерия и математика) — обобщающий термин, используемый для группировки этих отдельных, но тесно связанных между собой технических дисциплин в контексте описания образовательной политики учреждения (либо учебной программы). 2 Под доминантными понимаются те отрасли и виды экономической деятельности, которые занимают значительную долю в валовом на специалистов нужной квалификации с учетом быстро меняющихся требований экономики под влиянием экспоненциального развития современных (в том числе NBIC) технологий. Такая ситуация в настоящее время наблюдается на рынке труда Мурманской области, где существует острая нехватка инженерных кадров, особенно в стратегически важных (доминантных2) для региона отраслях, в том числе в специалистах STEM, обладающих междисциплинарными компетенциями, спрос на которых с каждым годом растет, особенно в секторе НИОКР [16; 17]. Это приводит к увеличению разрыва в производительности труда и росте экономики, консервации неэффективных («старопромышленных» и «старосервисных») видов экономической деятельности, снижению темпов адаптации рынка труда к вызовам технологической трансформации. Возникает угроза формирования так называемой экономики «незнания», когда значительная часть квалифицированной рабочей силы перестает участвовать в экономике в силу компетентностной неготовности к современным технологическим процессам, включая набор проблем, связанных с социальной исключенностью; «доля населения (включая домохозяйства), находящегося под риском социальной эксклюзии, составляет более 33 %» [15, с. 15]. Проактивная образовательная политика региона предполагает разработку конкретных мероприятий организационного, материально-технического, учебно методологического и пр. характера, направленных на повышение качеств высшего образования подготовки специалистов (прежде всего инженерного профиля) на основе плановой доминанты регионального развития, под которой понимается стратегически обусловленный процесс комплексного развития базовых отраслей и производств, имеющих критически важное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона, с учетом его производственной специализации в межрегиональном разделении труда народнохозяйственной системы страны. Заключение 1. Эмпирическая проверка гипотезы наличия эффекта масштаба возрастающей отдачи запаса человеческого капитала (по показателю охвата населения высшим образованием) на экономический региональном выпуске и имеют критически (стратегически) важное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона с учетом его производственно-экономической специализации в национальной системе хозяйствования (авторское определение). ©Агарков С. А., 2024 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz