Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 146-157. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 146-157. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ Обской губы в Кольский залив (проект «СПГ-Мурманск»). Туда же ориентирована и транспортировка нефти по проекту «Восток Ойл»: для выполнения Плана41 в части транспортировки 30 млн т нефти в 2024 г. и 100 млн т нефти в год после 2030 г. по маршруту бухта «Север» — Кольский залив потребуется 10 танкеров Arc7 120 тыс. т и два рейдовых перевалочных комплекса (РПК) типа «Умба» к 2024 г. и 30 таких танкеров с шестью РПК к 2030 г42. Выводы и заключение Проведенное исследование позволило решить следующие задачи. 1. Определить место и роль Арктики в системе национальных интересов страны и среди жизненно важных районов обеспечения последних. В контурах актуальной (2022 г.) Морской доктрины России к таким районам относится Арктический бассейн, прилегающий к побережью Российской Федерации, включая акваторию СМП. 2. На основе выявления предпосылок формирования грузовой базы СМП посредством проектного планирования выполнена оценка результативности экономической морской деятельности в Арктике. 3. Обосновано весьма вероятное наличие свойства цикличности при образовании / таянии арктического льда и показаны примерные временные параметры ветвей подъема и спада льдообразования базового и большого цикла. 4. На основе выявленной динамики циклических колебаний показаны особенности мореплавания по СМП в современных условиях в пределах актуальных горизонтов планирования 2024-2030-2035 гг. Это позволило получить новый научный результат , состоящий в обосновании целевой доминанты экономического присутствия России в Арктике в новых геополитических условиях, которая воплощается в плановом увеличении грузооборота СМП с учетом выявленных особенностей образования / таяния арктического льда в пределах актуальных горизонтов стратегического планирования. Практическая значимость статьи определяется тем, что авторы обосновали свою позицию о том, насколько феномен глобального потепления является перманентным и отвечающим задачам пространственной организации круглогодичной навигации по СМП для обеспечения рациональной экономической морской деятельности в этом регионе. Стратегической целью обеспечения геополитического и экономического присутствия России в Арктике является поддержание безусловного приоритета страны над арктическими морскими пространствами и землями. В условиях предполагаемого заката периода глобального потепления для обеспечения выполнения Плана43 по грузообороту, особенно в восточном секторе СМП, требуется существенное усиление арктической ледокольной группировки за счет увеличения количества атомных ледоколов проектов 22220 типа «Арктика» и 10510 типа «Россия», способных преодолевать льды толщиной до 3,0 и 4,0 м соответственно. В начале 2024 г. арктическая ледокольная группировка атомных ледоколов состояла из трех современных судов проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал»), двух судов проекта 10520 («Ямал» и «50 лет Победы») и двух проекта 10580 («Таймыр» и «Вайгач»), причем срок службы последних двух и ледокола «Ямал», с учетом последнего продления, заканчивается в 2027 г. К 2030 г. арктическая ледокольная группировка будет состоять из десяти атомных (всей серии проекта 22220-07 — «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия», «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград»; 10510-02; 10520-01 — «50 лет Победы») ледоколов с усилением неатомными (дизельными) ледоколами. Общая потребность в ледоколах по всему СМП в период с 2026 по 2030 г. и с 2031 по 2035 г. прогнозируется на уровне 14 (девять атомных и пять неатомных) и 18 (тринадцать атомных и пять неатомных) судов соответственно44. Список источников 1. Ивашов Л. Г. Геополитическая драма России. М.: Аргументы недели, 2021. 528 с. 2. Савицкий П. Н. Евразийство. Основы евразийства / под ред. А. Г. Дугина. М.: Арктогея-центр, 2002. 624 с. 3. Wallerstein I.-M. The Politics of the World-Economy. The States, the Movements and the Civilizations. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 41 План развития Северного морского пути на период до 2035 г. Распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2022 г., №-2115-р. URL: www.garant.ru (дата обращения: 05.04.2024). 42 Оборудование для танкеров-челноков ледового класса проекта Восток Ойл поставит Sumsung. URL: https://neftegaz.ru/news/Suda-i- sudostroenie/703781-oborudovanie-dlya-tankerov-chelnokov-ledovo © Козьменко С. Ю., Козьменко А. С., 2024 go-klassa-dlya-proekta-vostok-oyl-postavit-samsung/?ysclid=lufcjycldj 929892941. 43 План развития Северного морского пути... 44 По данным офиса по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом». Эксперт: к 2030 году плотность расстановки атомных ледоколов на Севморпути достигнет 500 миль. URL: https://dzen.ru/a/ZCVYx5PvUC4J0eLo (дата обращения: 12.04.2024). 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz