Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 146-157. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 146-157. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ В целом экономическая конъюнктура региональной экономики Арктики определяется качеством и эффективностью арктических инвестиционных, главным образом энергетических, проектов, что определяется результативностью проектного планирования и динамикой увеличения грузогенерации СМП как основной транспортной магистрали региона. Формирование грузовой базы Северного морского пути Границы СМП определяются Кодексом торгового мореплавания23от архипелага Новая Земля (от западного входа в пролив Карские Ворота или от мыса Желания) до мыса Дежнева. Значение грузооборота по СМП в пределах актуальных горизонтов регулируются документами стратегического планирования до 80 млн т24в 2024 г., до 90 млн т25 в 2030 г. и до 130 млн т26 в 2035 г. соответственно документами 201827 и 202028 гг. Эти показатели скорректированы в Плане29 2022 г., которым целевой показатель годового грузооборота по СМП предусмотрен на уровне 80, 150 и 220 млн т в 2024, 2030 и 2035 гг. соответственно. Выделяются три вида грузопотоков по СМП. Это международный транзит, значение которого в суммарном грузообороте СМП невелико и составляет в среднем порядка 5,8 %, как в 2021 г. (при грузообороте СМП в 34,85 млн т и транзите в 2,0 млн т), так и в 2023 г., когда грузооборот в целом и транзитные перевозки вышли на уровень исторического максимума в 36,0 и 2,1 млн т30. При этом в непростом 2022 г. (грузооборот составил 34,0 млн т) уровень между народного транзита «просел» в 10 раз, до 200 тыс. т, к уровню 2021 г.31. Далее выделяются грузы обеспечения, включая каботажные грузы и северный завоз, средняя суммарная величина которых по Плану32 за среднесрочный период до 2030 г. составляет 18,5-20 %, или 19,4 % от суммарного грузооборота. 23 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, ФЗ № 81 от 30.04.1999 (в ред. от 01.04.2024). URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_22916/?ysclidHus6wfXxzk432004641 (дата обращения: 09.04.2024). 24 О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года. Указ Президента РФ №-204 от 7 мая 2018 г. (в ред. от 21.07.2020). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 09.04.2024). 25 О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 год. Указ Президента РФ. № 645, 26 октября 2020 г. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/74710556/ (дата обращения: 09.04.2024). 26Там же. 27О национальных целях и стратегических задачах... 28О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации... Остальные (третий вид) 74,8% (100 % — 5,8% - 19,4%) грузов приходятся на энергетические ресурсы нефти, СПГ и угля, отправляемые из акватории Обской губы по проектам «Новый порт» (нефть), «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» (СПГ), а также из Енисейского залива — «Восток Ойл» (нефть), «Северная звезда» (уголь). Вклад остальных грузоотправителей (например, ГМК «Норильский никель» и т. п.) суммарно составляет не более 2 %. Расстановка приоритетов и национальных интересов страны33 в пользу Арктики позволит открыть новую страницу в истории развития России. Острыми вопросами арктической повестки являются проблемы достаточности существующего нормативного правового обеспечения (в частности, Конвенции ООН34) для регулирования разграничения морского пространства. И, второе, преодоление влияния новых геополитических условий [13], включая санкционные ограничения, не только на использование СМП в качестве трассы международного транзита между Азией и Европой, но и на обеспечение отечественного судостроения оборудованием и компетенциями для строительства, в частности, нефтяных танкеров усиленного ледового класса Arc7 по проекту «Восток Ойл». Проблема разграничения морского пространства в Арктике существует и состоит в противоречии двух подходов — конвенционного (разграничения морского пространства на основании Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) и секторального, который исторически сложился и утвердился в Арктике в доконвенционное время. Такая проблема станет действительно актуальной, когда доступ к энергетическим ресурсам континентального шельфа, которые находятся в высоких широтах, то есть под толщей льда, станет действительно открытым. Это произойдет в двух случаях. Во-первых, если акватория СЛО и арктических морей полностью освободится ото льда, не только припайного и дрейфующего, но и от плавающего. И тогда на чистой 29 План развития Северного морского пути на период до 2035 г. Распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2022 г., №-2115-р. URL: www.garant.ru (дата обращения: 05.04.2024). 30 Росатом: транзит по СМП в 2023 году стал рекордным. URL: www. neftegaz. ru (дата обращения: 09.04.2024). 31 Севморпуть набирает обороты. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/6042008?ysclid=luqv4lqtrk465869362 (дата обращения: 09.04.2024). 32 План развития Северного морского пути... 33 Морская доктрина Российской Федерации: Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512. URL: https://base.garant.ru/405077499/PysclidHmt5iq45yo 296296627 (дата обращения: 12.02.2024); Концепция внешней политики Российской Федерации. Указ Президента РФ № 229, 31.03.2023. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/copy/70811 (дата обращения: 12.02.2024). 34 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. URL: https://doc.mil.ru/ documents/quick_search/more.htm?id=12093641%40egNPA (дата обращения: 08.04.2024). © Козьменко С. Ю., Козьменко А. С., 2024 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz