Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 146-157. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 146-157. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ Abstract. Global warming is the most important trend shaping the development of the Arctic, influencing international relations and economic landscapes under new geopolitical conditions. Currently, the Arctic is opening up for the development of natural resources, primarily energy, and the construction of new transportation networks. These developments form the basis for the Arctic's integration within Russia's maritime framework. The evolving geopolitical positioning of the Arctic underscores the importance of diverse scientific research, guiding its goals and directions. Russia's economic presence in the Arctic is a key component of strategic planning for the periods 2024-2030 and until 2035. This presence is directly influenced by the dynamics of Arctic ice formation and melting, as well as the achievement of development milestones for the Northern Sea Route (NSR). This article addresses a practical question: to what extent is global warming a permanent factor in enabling year-round navigation along the NSR to support sustainable maritime business activities in the region? The 2022 Maritime Doctrine positions Russia as a leading maritime power, with the Arctic playing a central role in national maritime activities, as this is the region where the country's maritime strengths are most clearly visible. The effectiveness of maritime business activities in the Arctic is reflected in the increasing cargo turnover along the NSR, driven by domestic investments, primarily in energy projects. These activities are shaped by the cyclical fluctuations in Arctic ice formation and melting, defining navigation along the NSR in the current geopolitical and economic context. Keywords: strategic planning, Maritime Doctrine, Foreign Policy Concept, Northern Sea Route, cyclical global warming, Arctic investment projects Acknowledgments: This study was conducted within the framework of the state-funded research project titled "Strategic Planning for the Development of the Arctic in New Geoeconomic and Political Conditions" at the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences. For citation: Kozmenko S. Yu., Kozmenko A. S. Strategizing Russia's economic presence in the Arctic. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 146-157. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.011. Введение Последнее десятилетие1 ознаменовалось глубокой имплементацией императивов стратегического планирования в непосредственную российскую действительность, включая региональный уровень социально-экономического развития. В числе нормативных актов этого периода в сфере государственного регулирования особо выделяются два, поскольку оба, являясь документами стратегического планирования, непосредственно касаются Арктики. Один определяет систему взглядов на национальную морскую политику и морскую деятельность России в Арктике (Морская доктрина Российской Федерации 2022 г.2), другой (Концепция внешней политики Российской Федерации 2023 г.3) формирует место и роль этого геостратегического пространства среди приоритетных региональных направлений внешней политики страны. Эти документы представляют собой целевую доминанту развития российского государства и формируют цели и задачи его экономического присутствия в Арктике в новых условиях, которые определили на рубеже веков геополитическую драму России [1]. В новой России Морская доктрина, утверждаемая указами Президента РФ, принималась трижды — в 2001, 2015 и 2022 гг., соответственно МД-2001; 2015 и 2022. Исходя из географических характеристик — наибольшего по протяженности побережья, наличия собственного свободного выхода в акваторию Тихого и Северного Ледовитого океанов (СЛО), а также относительно свободного выхода в Северную Атлантику — МД-20014 определяет Россию как «исторически ведущую морскую державу». То же подчеркивается в МД-20155 и в других документах стратегического планирования, регулирующих морскую и военно-морскую деятельность России, в частности6. Морская доктрина МД-2022, судя по структуре и расстановке приоритетов морской деятельности России в Мировом океане, демонстрирует новый взгляд на содержание национальной морской политики, которую классифицирует в соответствии с уровнем национальных интересов страны как отвечающую стандартам статуса великой морской 1С принятием 28 июня 2014 г. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №-172-ФЗ. URL: ttps:/ /www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 09.02.2024). 2 Морская доктрина Российской Федерации: Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512. URL: https://base.garant.ru/405077499/7yscl id=lmt5iq45yo296296627 (дата обращения: 12.02.2024). 3 Концепция внешней политики Российской Федерации. Указ Президента РФ № 229, 31.03.2023. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/copy/70811 (дата обращения: 12.02.2024). 4 Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. Президентом РФ 27.07.2001 URL: https://docs.cntd.ru/document/902010 411?ysclid=lp85km79am636682751 (дата обращения: 12.02.2024). 5 Морская доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 26.07.2015. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 208427/ (дата обращения: 12.02.2024). 6 Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 20.07.2017 № 327. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220574/ (дата обращения: 12.02.2024); О Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 30 августа 2019 г. № 1930-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 332557/ (дата обращения: 12.02.2024). © Козьменко С. Ю., Козьменко А. С., 2024 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz