Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 146-157. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 146-157. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ Научная статья УДК [332.14 + 622.24.085.5](98)(045) doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.011 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В АРКТИКЕ Сергей Юрьевич Козьменко1, Арина Сергеевна Козьменко2 1 2Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия 1fregat306@mail.ru, ORCID 0000-0002-3728-8357 2kozmenko_arriva@mail.ru, ORCID 0000-0002-3623-308X Аннотация. Важнейшей тенденцией, определяющей контуры развития Арктики, является феномен глобального потепления, который, по существу, устанавливает и корректирует систему международных отношений на экономическом атласе современного мира в новых геополитических условиях. В этот период формируется арктическое пространство, открытое для освоения природных, в основном энергетических, ресурсов и построения новых коммуникационных сетей, что в совокупности является основанием для развития Арктики в контурах России как великой морской державы. Изменение позиционирования Арктики в контурах новых геополитических условий развития России определяет актуальность разноплановых научных исследований, цели и направления последних. Экономическое присутствие России в Арктике является функциональной доминантой стратегического планирования в пределах актуальных горизонтов 2024-2030 и 2035 гг. и непосредственно определяется динамикой образования / таяния арктического льда наряду с достижением плановых показателей развития Северного морского пути (СМП). Поэтому в этой статье авторы пытаются ответить на практический вопрос: насколько феномен глобального потепления является перманентным с позиций пространственной организации круглогодичной навигации по СМП для обеспечения рациональной экономической морской деятельности в этом регионе? Современная морская доктрина 2022 г. определяет Россию как великую морскую державу, при этом среди региональных направлений национальной морской деятельности Арктика занимает лидирующие позиции, поскольку только в этом регионе отчетливо проявляются контуры морского величия страны. Результативность экономической морской деятельности в Арктике воплощается в возрастающей динамике грузооборота СМП, который формируется за счет реализации отечественных инвестиционных, в основном энергетических, проектов. Это на фоне складывающихся циклических колебаний образования / таяния арктического льда и составляет особенности мореплавания по СМП в современных геополитических и экономических условиях. Ключевые слова: стратегическое планирование, Морская доктрина, Концепция внешней политики, Северный морской путь, цикличность глобального потепления, арктические инвестиционные проекты Благодарности: работа выполнена в рамках темы FMEZ-2023-0009 «Стратегическое планирование развития Арктики в новых геоэкономических и политических условиях» по государственному заданию Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук». Для цитирования: Козьменко С. Ю., Козьменко А. С. Планирование экономического присутствия России в Арктике // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 146-157. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.011. THE NORTHERN SEA ROUTE, TRANSPORTATION, AND LOGISTICS CONDITIONS IN NORTHERN AND ARCTIC REGIONS Original article STRATEGIZING RUSSIA'S ECONOMIC PRESENCE IN THE ARCTIC Sergey Yu. Kozmenko1, Arina S. Kozmenko2 1 2Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Science, Apatity, Russia 1fregat306@mail.ru, ORCID 0000-0002-3728-8357 2kozmenko_arriva@mail.ru, ORCID 0000-0002-3623-308X © Козьменко С. Ю., Козьменко А. С., 2024 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz