Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 7-19. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 7-19. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ а значит, может расти неограниченно, что оправдывает гипотезу о том, что даже при фиксированном населении и фиксированном физическом капитале возможен неограниченный экономический рост, поскольку предполагается, что знания являются капитальным благом с растущим предельным продуктом, а значит, функция знаниевого экономического роста является глобально выпуклой, а не вогнутой, как в моделях, где капитал используется в фиксированных пропорциях (см. например, [23]), что приводит к снижению предельной производительности факторов производства (труда и капитала). Это указывает на присутствие в данной модели эффекта масштаба запаса знаний, что означает: чем больше доля высокообразованной рабочей силы, тем выше отдача человеческого капитала на экономический рост. В формуле (2) функция эффективности человеческого капитала ф (а , s ) отражает возрастающую доходность труда одного работника после s лет обучения на уровне а = 1, к и в рамках проводимого исследования считается транслогарифмической [11, с. 30]: ln ht = ln f ( x t , ft) = a (ln x ) + —(ln x )ft(ln x t ) , где а и р — неизвестные вектор-параметры, характеризующие долю капитала в валовом доходе, а в — симметричная матрица эластичностей исследуемых переменных х„ у . Транслогарифмическая функция не обладает свойством линейной однородности и не накладывает жесткие ограничения на функционирование рыночных факторов, что позволяет учитывать немонотонные взаимозависимости входных и выходных параметров, а также возможность исследовать U-образные кривые зависимости (возрастающей, убывающей) отдачи предельного продукта, распространенные в экономических моделях, и тестировать различные гипотезы. После того как мы показали наличие эффекта масштаба в модели Узавы — Лукаса (1; 2), проверим наличие этого эффекта относительно переменной, характеризующей охват населения высшим образованием, которая является изучаемым параметром тестируемой модели экономического роста и имеет следующий окончательный вид: У ,+, = k ‘+‘h, 1 —ю 't+i (3) d ln у d ln x где Ус показатель роста экономики за рассматриваемый период , t 2 , . . . , t l ; к ,+,■ — средний уровень физического капитала на душу населения в рассматриваемый период t ,t ,...,t ; ht+i — средний уровень человеческого капитала на душу населения в рассматриваемый период t ^ ,...,t ; f ( x t , P ) — функция эффективности, характеризующая запас человеческого капитала по уровню образования; x — вектор входных параметров; в — вектор оцениваемых параметров; N — число входных параметров, где £— экстернальный коэффициент эластичности образования, характеризующий отдачу человеческого капитала через охват населения высшим образованием (эффект масштаба) на экономический рост. Применительно к теме исследования в формуле (3) коэффициент эластичности меньше единицы 1 < £ означает возрастающую отдачу человеческого капитала через высшее образование на экономический рост, если эластичность равна единице £= 1, то имеем постоянную отдачу, эластичность больше единицы £ < 1 означает убывающую отдачу. Это связано с тем, что отдача человеческого капитала через рост охвата населения высшим образованием подчиняется тем же правилам, что и инвестиции в обычный капитал, то есть она снижается по мере расширения масштаба охвата, что подтверждается рядом зарубежных [7-10; 20] и отечественных [14; 15] исследований об убывающей норме доходности обучения: «..созданный образованием человеческий потенциал все хуже капитализируется: глобальный и национальный экономический рост замедляются» [14, с. 19]. Проверка гипотезы и интерпретация результатов Для проверки функциональной связи между охватом населения высшим образованием и экономическим ростом на душу населения использовался двухвыборочный t-тест Стьюдента для двух выборок, характеризующих охват населения высшим образованием (численность студентов, обучающихся по программам высшего образования) и ВРП на душу населения. Результаты применения статистического t-критерия Стьюдента представлены в табл. 1. ©Агарков С. А., 2024 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz