Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 100-115. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 100-115. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ ужесточились требования относительно данного режима, обозначился рост прибыли компаний и синхронно начали возрастать налоговые поступления в бюджет, выросли доходы бюджета в целом. Оценка благосостояния населения свидетельствует об ущемлении интересов граждан регионов Арктической зоны РФ. После 2017 г. тенденция к росту благосостояния сменилась на обратную. Вплоть до 2021 г. среднедушевые доходы не росли и сохраняли уровень 2017 г. В 2022 г. продолжился рост показателя, но его величина пока не достигла досанкционного уровня 2013 г. Можно заявить о проведении дискриминационной государственной политики в отношении северного населения. Подводя итог, заметим, что благосостояние регионов и населения определяется уровнем развития предпринимательских структур, которые являются двигателем региональных экономических процессов. С ростом прибыли организаций увеличиваются бюджетные доходы, а снижение экономической активности влечет падение бюджетных показателей и доходов жителей. Проводимая в последние годы государственная политика в социальной сфере, в том числе переход на адресный формат выделения финансовой помощи населению и др., показывает низкие результаты, тогда как известно, что рост доходов населения стимулирует рост покупательной способности, а это необходимое условие для развития производства и сектора услуг. Таким образом, при планировании мер в рамках организации обеспечения бюджетной безопасности, необходимо исключить риски снижения доходов населения и бюджетных доходов и расходов, в том числе и в глобальном эквиваленте. Целесообразно использовать рациональные подходы стимулирования субъектов хозяйствования к развитию и усилению их инвестиционной активности, но при этом важно учитывать более быструю их реакцию на изменение мировой конъюнктуры. Важно поддерживать субъекты малого и среднего предпринимательства как аккумулятора трудовых ресурсов и источника поступлений местных бюджетов. Заключение Изучение и анализ подходов к выявлению сущности бюджетной безопасности позволили сформулировать авторское определение категории «бюджетная безопасность», под которой следует понимать способность органов власти проводить эффективную бюджетную политику и достигать высокого уровня качества управления бюджетным процессом, обеспечивая интересы всех участников финансово-распределительных отношений в рамках национальных интересов страны. Такая трактовка понятия позволила обосновать выбор критериев индикативных групп для оценки региональной бюджетной безопасности. В основу предлагаемого подхода положен принцип идентификации интересов каждого из участников финансово­ распределительных отношений, к которым отнесены: региональные органы власти и управления, хозяйствующие субъекты и население. Степень удовлетворения интересов участников финансово­ распределительных отношений рассматривается в качестве индикаторов бюджетной безопасности. Выполненная оценка степени удовлетворения интересов (благосостояния) участников финансово­ распределительных отношений показала ухудшение ситуации с учетом глобальных тенденций. Изменение конъюнктуры финансового рынка и цен на ресурсы привело к сокращению объема перераспределяемого через бюджеты регионального продукта и снижению финансовых результатов бизнеса. Наиболее проблемным видится поддержание интересов населения регионов: среднедушевые доходы сохраняются на уровне ниже 2012 г. При разработке мер, направленных на повышение степени удовлетворения интересов участников распределительных отношений, необходимо ориентироваться на оценку показателей в глобальном измерении, что позволяет реально оценить благосостояние участников процесса. Результатом принятия мер по активизации инвестиционной деятельности и развитию бизнеса в регионах, оптимизации системы бюджетно­ налогового регулирования должен стать рост доходов бюджетов и среднедушевых доходов населения не только в рублевом, но и в долларовом эквиваленте. Научная новизна исследования состоит в обосновании подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности, базирующегося на принципе сбалансированности интересов участников финансово-распределительных отношений, а также в проведении экспресс-анализа удовлетворения интересов участников распредели­ тельных отношений (на примере регионов Арктической зоны РФ) как индикатора состояния региональной бюджетной безопасности, в фиксации проблем, нарушающих баланс их интересов. Дальнейшие исследования автора будут сосредоточены на выборе конкретных показателей и их пороговых значениях для оценки состояния бюджетной безопасности с точки зрения удовлетворения интересов участников исследуемого процесса. © Барашева Т. И., 2024 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz