Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 7-19. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 7-19. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ определяют факторные характеристики человеческого капитала. В условиях технологической трансформации очевидна ключевая роль человеческого капитала и качественного улучшения его уровня для развития экономики. Это определяется следующими эмпирически подтвержденными выводами: - более образованные и квалифицированные работники являются более производительными; - человеческий капитал не подвержен убывающей отдаче: чем больше человеческий капитал, тем проще его накапливать; - человеческий капитал создает макроэкономическую экстерналию роста, которая действует на уровне всего общества [11, с. 174]. Однако, как показывает в своей работе [3] К. Джонс на примере тестирования временных рядов, модели эндогенного роста не вполне согласуются с эмпирическими данными возрастающей отдачи человеческого капитала на экономический рост, что и определяет исследовательский интерес автора данной статьи в практической проверке (на примере Мурманской области) наличия эффекта масштаба, поскольку правдоподобно считать, что факторные переменные человеческого капитала, такие как охват высшим образованием населения и качество образования, должны быть функционально связаны с темпом роста валового выпуска на душу населения. Методы и методология Проверим существующее предсказание моделей эндогенного роста о наличии эффекта масштаба, который применительно к теме исследования подразумевает, что увеличение охвата населения высшим образованием влияет на возрастающую отдачу человеческого капитала на валовой экономически рост на душу населения. Постановка проблемы. Основная предпосылка при постановке проблемы заключалась в том, что, согласно моделям эндогенного роста, предсказывающим наличие эффекта масштаба, накопление человеческого капитала приводит к увеличению темпов экономического роста (см., например, [7-10]). При этом считается, что высокий уровень образования рабочей силы увеличивает отдачу человеческого капитала на экономический рост, поскольку не только влияет на производительность труда, но и создает макроэкономическую (образовательную) экстерналию роста, которая действует на уровне всего общества [10-12]. На этой экономической логике базируется основной тезис нашей гипотезы, в рамках которой предполагается наличие образовательной экстерналии, характеризующей эффект возрастающей отдачи человеческого капитала от масштаба охвата населения высшим образованием, поскольку, «чем больше образованных людей в обществе, тем легче накапливать человеческий капитал» [10, с. 174]. Это позволяет гипотетически связать долгосрочные темпы экономического роста с эффектом масштаба возрастающей отдачи от человеческого капитала за счет уровня образования рабочей силы, поскольку теория эндогенного роста предполагает, что «знание является капитальным благом с растущим предельным продуктом» [9, с. 1006], а это значит, что возможен безграничный, основанный на знаниях экономический рост. Таким образом, внешние эффекты образования (образовательные экстерналии) характеризуются некоторыми средними значениями запаса человеческого капитала, отдача которого на экономический рост тем выше, чем больше охват населения высшим образованием (эффект масштаба), и, соответственно, выше темпы роста показателей экономического развития, чувствительных к человеческому капиталу. Для проверки существующего предсказания теории эндогенного роста о наличии эффекта масштаба воспользуемся моделью Узавы — Лукаса [21; 22], характеризующей выпуск на душу населения: У,=КЬ&-.ѵ ш где y t — валовой выпуск на душу населения в период t; kt — запас физического капитала на этапе t; ht — запас человеческого капитала на душу населения, характеризующий норму доходности единицы труда одного работника; £ — доля времени, втечение которого индивид работает; s — период обучения. Из формулы (1) нетрудно увидеть, что переменная ht + і зависит от времени, потраченного индивидом на обучение (т. е. от уровня образования). Следовательно, в периоде (t + i) основанный на знаниях экономический рост на душу населения, с учетом уровня образования человеческого капитала (рабочей силы), будет определяться как: [ л + , = * , : Д | р - > т а х . _ , (2) К - І = Ф ( а , а ) = 2 І ra S ° . а где ѵ, - , — выпуск на душу населения в период I + і; k t+]— средний уровень накопленного запаса физического капитала на душу населения в период I + i; h — средний уровень накопленного запаса человеческого капитала на душу населения, характеризующий норму доходности единицы труда одного работника с учетом уровня образования в период t + i; p “ — премия за образование; r “ — норма доходности соответствующего уровня образования, а = 1, k ; s — срок обучения; ф(а , s) — функция эффективности человеческого капитала по уровню образования. Как следует из формулы (2), накопление человеческого капитала имеет постоянную возрастающую отдачу от уровня образования, ©Агарков С. А., 2024 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz